"Чертой теперешнего и прежнего интеллектуализма является наклонность к духовному странствию. Наша мысль вечно бродит в далеких и прошлых мирах, скользя бездомной тенью у чужих порогов, у потухших домашних огней, у покинутых алтарей и заброшенных храмов. " (Павел Муратов) ⚜ ⚜ ⚜

Проект "Флоренция"

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Проект "Флоренция" » Palazzo di Bianca Cappello » Умбрийские топотушки


Умбрийские топотушки

Сообщений 61 страница 90 из 213

61

Leggy написал(а):

плюс.

Умеешь же ты утешить ))

Миктрик написал(а):

А где же твои фотографии с красивыми видами?

Такого - самого красивого, ракурса у меня нет. Есть другие, похуже )) не надо бежать впереди паровоза, он еще не пришел - фоты еще разбираются перрон пуст. Поезд придет строго по расписанию, ритарды не будет ))

0

62

Ариал написал(а):

не надо бежать впереди паровоза, он еще не пришел - фоты еще разбираются перрон пуст. Поезд придет строго по расписанию, ритарды не будет ))

Спасибо, успокоил. Главное - не надо этих итальянских забастовок - ведь, можно сказать, и билеты уже куплены и прокомпостированы! :D

В антракте приведу короткую цитату о Пинтуриккио из книги Бернарда Беренсона, которая поразила меня умением похвалить всех и обидеть почти одновременно (ни вашим, ни нашим). Кстати, Рафаэлю потом тоже достанется, но это будет уже в другой главе. Выражаять современным языком волатильность идей автора в одном предложении напоминает синусоиду с большой амплитудой.

о Пинтуриккьо следует сказать, что он был велик в передаче пространственной композиции, но даже и в этом не равен Перуджино и уж никак не может быть допущен в то высокое святилище, где царит величайший Рафаэль. Однако даже в худших примерах своей мазни Пинтуриккьо настолько владеет редким и освежающим нас дарованием, что, если вы не слишком утонченная натура, то получаете от этого удовольствие и готовы поклясться в том, что это вовсе не мазня, а очень ценные картины.


Теперь я знаю, что не отношусь к слишком утонченным натурам, так как мне нравятся некоторые работы Пинтуриккио, часть из которых находится в Спелло. :D

Мне кажется, что многие (или некоторые) города Тосканы и Умбрии имеют свое уникальное лицо (душу) благодаря художникам, которые там творили. Спелло мог бы мало отличаться от своих каменных собратьев, если бы не Пинтуриккио с его фресками в Санта Мария Маджоре.

0

63

Micktrik написал(а):

билеты уже куплены и прокомпостированы!

но ты же знаешь, что в Италии можно выходить по пути )) так что, извини, был в отлучке ))

0

64

Т   Р   Е   В   И  / четвёртая топотушка
.
.
.

В своих московских планах из Перуджи вообще-то я планировал съездить в Губбио или Тоди. Однако когда одним умбрийским утром, оторвав голову от подушки, я открыл глаза, то вдруг понял, что мне совершенно не хочется ни в Губбио, ни тем более в Тоди. Я вдруг понял, что мне непременно надо в Треви. И я отправился в Треви. Легко сказать – отправился. Из Перуджи ехать туда крайне неудобно. Какие-то м...чудаки из Трениталии устроили на линии Перуджа – Рим совершеннейший идиотизм. Поезда идут от Перуджи только до Фолиньо. Там надо непременно выйти и дождаться, когда совершенно другая электричка отправится в сторону Рима. Ладно бы железнодорожные умники стыковали поезда с минимальным временным логом, так нет – 50 минут коту под хвост минимально! Слышу хохот автопутешественников )) Да, есть и свои минусы в топотушках собственными ногами...

Итак, сразу после завтрка я отправился в Фолиньо. Где-то за деревьями промелькнул вдали Ассизи, затем столь же быстро проплыл на горочке Спелло и вот уже этот дурацкий Фолиньо. Я устроился у привокзального фонтана с черепахами, настроившись на долгий-долгий перекур. Минут через пятнадцать моё внимание привлёк небольшой синий автобусик, притормозивший на остановке прямо передо мной. На нём было написано – Треви. Решение созрело мгновенно – ехать! Электричкой от Фолиньо до Треви четыре минуты, но смотреть на бронзовых черепах ещё 35 минут мне совсем не хотелось. Билета у меня не было, искать, где на вокзале продаются билеты на автобусы, времени тоже не было, так что я, сорвавшись с места, сходу полез в автобус. Едва я поднялся в салон, как в глаза бросилась бумажка, сообщавшая, что билет можно приобрести и у водителя. Отлично! И я протянул ему купюру в 5 евро – этого уж точно должно было хватить с гаком. Сначала водитель без слов взял деньги и полез в свою сумочку, но, порывшись, вернул мне деньги и забарабанил что-то по-итальянски. Догадаться было не сложно – как назло, у него кончились билеты. Я уж был готов выйти, как он вдруг махнул рукой в салон и из следующей его тирады я выловил такой примерно смысл – садись, купишь билет в Треви. Я плюхнулся на сиденье и мы тут же тронулись...

Ехал где-то минут двадцать. Из них половину мы объезжали промышленный Фолиньо, и лишь потом стали взбираться на окрестные холмы. Не так чтобы шибко интересная дорога. Не Доломиты! )) Я рассеянно смотрел в окно и в моей голове крутилась одна-единственная мысль – нет, неправильно я еду в Треви! Вспоминались слова Татьяны:

Наверное в Треви нужно всё-таки приезжать на поезде. Я выбрала более лёгкий для себя способ – автобус из Фолинью. С одной стороны, сэкономила силы, так как автобус взбирается на холм и останавливается на центральной площади, с другой стороны, я не увидела того, за что Треви все так любят с первой минуты  – парадного «фасада» в анфас. / Tatiana21, Умбрия. Неделя среди холмов и тишины.


Таня и права, и не права одновременно. Снизу – от вокзала, вид на Треви не так чтобы ах-ах-ах, на мой непритязательный вкус. Мешают отдалённые лысые холмы позади городка. Но да, таков анфас Треви. Его я увидел в самом конце, когда уезжал поездом...

http://s2.uploads.ru/ZAX8u.jpg

А самый роскошный вид Треви – это его профиль. Причём, левый. Его можно мимолетно увидеть из окна поезда, прущего со стороны Сполето. В конце лета в Умбрии всё выжжено. К сожалению, поезд не притормаживает и фотки... Ну, в общем, почти брак...

http://s6.uploads.ru/KjZAv.jpg

Так что вынужден прибегнуть к помощи интернета. Умопомрачительный профиль Треви удалось снять Ylenia Vassere . Это самый лучший вид городка, что есть в интернете. Жалко, что видел его таким я лишь в сети, а не воочию. Тут Треви прекрасен. Ничто не мешает оценить красоту панорамы и... тот ужосс-ужосс, который ждёт того самоуверенного смельчака, кто по дурости прибудет сюда паровозом. ))

http://s2.uploads.ru/Cmpk4.jpg

Уж лучше приезжать не правильно. Зато мы прибыли прямиком на центральную площадь, что на самой-самой макушке городка. Площадь мне сразу не понравилась. Обширная и какая-то пустая. Посередине – куцая барахолка с самым неприглядным ширпотребом. Я сходил в тамошний бар за билетом, отнёс его водителю, снова вернулся в бар, взял огромный сэндвич, бутылку ледяной кока-колы, уселся в тенёчке под зонтиками, разложил перед собой карту Треви и стал думать, как же мне поскорее и с минимальными усилиями для ног его покинуть. В тот момент Треви мне был не интересен. Я приехал не просто в Треви. Я приехал ради того, что находилось за его стенами...

/ Продолжение следует.

0

65

Ариал написал(а):

Однако когда одним умбрийским утром, оторвав голову от подушки, я открыл глаза, то вдруг понял, что мне совершенно не хочется ни в Губбио, ни тем более в Тоди. Я вдруг понял, что мне непременно надо в Треви. И я отправился в Треви.


Это называется "встал с той ноги" :)

Ариал написал(а):

Слышу хохот автопутешественников ))


Не все автопутешественники злыдни ) Я вот, например, сочувственно вздыхаю )

Ариал написал(а):

Едва я поднялся в салон, как в глаза бросилась бумажка, сообщавшая, что билет можно приобрести и у водителя.


Ты читаешь по-итальянски, или они на русском написали? )

Ариал написал(а):

Я уж был готов выйти, как он вдруг махнул рукой в салон и из следующей его тирады я выловил такой примерно смысл – садись, купишь билет в Треви.


Хороший водитель, гуманный.

Ариал написал(а):

Уж лучше приезжать не правильно. Зато мы прибыли прямиком на центральную площадь, что на самой-самой макушке городка.


Согласна, а виды можно и в интеренете посмотреть. ) Вид Треви с трассы мне, кстати, понравился. Мы раза три мимо проезжали, вид был очень заманчивый, но времени заехать не было, пришлось бы выбирать между Треви и каким-либо другим городком, которые мы посетили.

Ариал написал(а):

Я сходил в тамошний бар за билетом, отнёс его водителю, снова вернулся в бар, взял огромный сэндвич, бутылку ледяной кока-колы, уселся в тенёчке под зонтиками, разложил перед собой карту Треви и стал думать, как же мне поскорее и с минимальными усилиями для ног его покинуть. В тот момент Треви мне был не интересен.


Упс, неожиданное начало! Тем интереснее узнать продолжение! Ждём-с.

0

66

Leggy написал(а):

Ты читаешь по-итальянски, или они на русском написали? )

итальянская объява дублировалась на английском.

0

67

/ Продолжение.

Прикинув маршрут, я отправился в путь. До двенадцати, когда должны были захлопнуться заветные двери, оставался всего лишь час с небольшим. Мимо театра – в этом городке есть театр!, через пустынную раскалённую площадь, на которой немногочисленный местный народец прятался от палящего солнца в тени громады простой квадратной башни с часами, мимо закрытого турбюро, у дверей которого предусмотрительно лежали буклеты и карта Треви, я стал спускать по мощёным рваным камнем узким улочкам и вскоре вышел на дорогу, что вела вниз на окрестные холмы. Панорама была великолепна. Передо мной лежала обширная рыже-зелёная долина, слошь застроенная домиками. Где-то далеко внизу по автостраде неслись разноцветные автомобильчики и фуры. Беззвучно, как огромная стрела, стремительно промчался Евростар. Не успел и глазом моргнуть, как его хвост уже скрылся за горизонтом. На крутом склоне серебрились оливы...

http://s2.uploads.ru/3yOI6.jpg

Если Спелло – это цветочная столица Умбрии, то Треви – столица оливковая. 100 000 оливковых деревьев вокруг Треви – это не шутки. Никогда ранее я не видел наливающихся плотью оливок. Понятия не имею, когда собирают оливки и как их собирают. Наверное, вручную? По крайней мере, если внизу ещё можно представить себе трактор, то на склонах Треви никакой трактор не проедет, сковырнётся вниз как миленький. Оливки были маленькие, с ноготь мизинца. Может, сорт такой. Может, просто ещё не созрели...

http://s2.uploads.ru/U8erH.jpg

Оливковые деревца густо-густо заполняли всю округу, что охватывал глаз. Среди этого оливкового моря тёмно-зелёным оазисом выделялась лишь церковь, к которой я так упорно стремился. Солнце палило смертельно, вода в бутылке кончалась катастрофическими темпами. )) Оглушительно верещали цикады. Деревня! Ляпота!

http://s3.uploads.ru/YMF2Z.jpg

Временами на обочине я встречал какие-то огромные зонтичные. И вдруг меня шандарахнуло – это же укроп! Самый обыкновенный укроп, только гигантский. Он был выше моего роста. Я недоверчиво понюхал жёсткие веточки. Нет, вроде точно укроп... ))

http://s7.uploads.ru/5zlRT.jpg

От дороги в сторону церкви внезапно ответвилась каменистая тропка, заросшая бурьяном. Она уходила в самую гущу оливковой рощицы. Но я не решился пойти по ней. Фиг его знает, куда она меня заведёт. Может, упрусь в какой-нибудь забор или запертую калитку (и кстати, опасался, я совершенно напрасно). Так что я предпочел идти дальше дорогой, которая, сделав заметный круг, наконец свернула-таки к церкви. Около неё стоял с десяток машин. Ну, понаехали уже! – подумал я с некоторым раздражением... ))

http://s6.uploads.ru/5au1Z.jpg

Полустёртая табличка на каменной стенке, охраняющей склон от обвала...

http://s6.uploads.ru/KdXLt.jpg

Вот она, моя цель. Сhiesa delle Lacrime. Посвящена церковь Санта Марии. И полностью называется Санта Мария делле Лакриме. Или, сокращённо, Мадонна делле Лакриме. Лакриме тут главное. Не так много в Италии церквей Лакриме. Да, фасад не самый выразительный...

http://s6.uploads.ru/t10mk.jpg

Но портал великолепный. А он и не может быть не великолепным. Делал венецианец Джованни Джампьетро. Массивную дверь охраняют два небольших лёвика. Правда, бескрылые. Логично. С чего бы в Умбрии ставить крылатых венецианских львов... )) Изящная резьба.  Особенно хорош ряд маленьких смеющихся ангельских головок на фризе...

http://s2.uploads.ru/tIUZO.jpg

Церковь была открыта. После яркого солнца, внутри в первый момент показалось даже сумеречно. Приятная прохлада радовала. Ещё радовало, что в церкви никого, абсолютно никого не было...

http://s6.uploads.ru/nPXAk.jpg

0

68

... Эта история приключилась очень давно. Традиция рисовать на своих домах Богоматерь с младенцем на руках в компании наиболее почитаемых местных святых существует в Умбрии издавна. Кое-где такие бесхитростные фрески сохранились до наших дней. Это и защита, и поклонение, и мольба. Времена были тяжёлые: война, голод, тиф. Люди хотели иметь надежду. Нарисовал на стене своего дома Мадонну и Диоталлеви Сантилли. И вскоре - через 2 года, случилась неожиданность. В пятницу вечером 5 августа 1485 года по Треви вдруг стремительно распространился слух, что фреска треснула и Мадонна на доме Сантилли плачет, буквально истекает кровавыми слезами. Сочувствует нам – зашептался народ. Забили городские колокола. С криками "Чудо! Чудо!" люди бросились на окраину городка. Уже через несколько дней прямо у стены наскоро возвели маленькую капеллу. И пошли чудеса одно за другим. Под крики толпы "Помилуй, Милосердная!" в капеллу потянулись больные и калеки со всей округи. И Мадонна миловала. Сумасшедшая вернулась в разум, слепая прозрела, хромой получил здоровые ноги, парализованный встал, враги помирились. Всё запротоколировано, подтверждено многочисленными свидетелями, врачами. И все эти документальные свидетельства хранятся в городском архиве по сей день. Мадонне нескончаемым потоком несли и несли подарки. Народ был в Треви небогатый, дарили от души, кто что мог - бельё, пальто, шапку, полотенце, носовой платок, посуду, колечко. И конечно, деньги. Деньги на храм. Плачущая по-итальянски lacrime. Так что построенная к 1522 году церковь тоже стала называться Санта Мария делле Лакриме. Мадонна по-прежнему в храме, только уже не плачет...

http://s3.uploads.ru/CwBa6.jpg

Первоначально Мадонна была в компании св. Франческо. Он стоял справа. Но эта часть фрески не сохранилась. Позднее фреске сделали пышный барочный оклад...

http://s6.uploads.ru/KSPLC.jpg

Интересен план церкви. Храм традиционно построен в форме латинского креста. И если взглянуть на него повнимательнее, то можно заметить – правая часть трансепта заметно меньше левого. Почему? Потому что церковь строилась вплотную к дому Сантилли, который какое-то время ещё стоял рядом. И алтарь с чудотворной фреской по-прежнему на том самом месте, где некогда рыдала Мадонна. Но, может, она потому уже сотни лет не плачет, что фреску сняли со стены простого деревенского дома и поместили в роскошную мраморно-скульптурную раму?

http://s6.uploads.ru/9o2aN.jpg

Конечно, про Мадонну в слезах я слышал и до приезда в Треви. И если честно, не она была главной приманкой. Но не взглянуть на неё, оказавшись в церкви, невозможно. Интересно же. А верить или не верить в чудотворность образа – это совсем другое дело. Судя по пустынности церкви, нынешние тревчане уже не ждут от Мадонны чудес. Эта пустынность меня действительно удивила. В церкви не было даже служителя. За те минут 30-40, что я тут провёл, никто так и не появился, не промелькнул. Церковь – на отшибе. А ведь здесь есть настоящие сокровища! И главное – капелла Рождества с фреской Перуджино...

http://s6.uploads.ru/tsJRy.jpg

/ Продолжение следует.

0

69

Ариал написал(а):

Понятия не имею, когда собирают оливки и как их собирают. Наверное, вручную?


Под деревом расстилают что-то типа брезента и вручную граблями, как расчёсками, счёсывают с ветвей оливки. Те падают на брезент. Мы видели процесс сбора в Греции в ноябре, я даже попробовала одну - зрелые, но несолёные оливки, такая гадость )

Ариал написал(а):

Я недоверчиво понюхал жёсткие веточки. Нет, вроде точно укроп... ))


Похоже  :yep:

Ариал написал(а):

Около неё стоял с десяток машин. Ну, понаехали уже! – подумал я с некоторым раздражением... ))


Время-то уже к полудню было, думаешь автомобилисты дольше спят, чем пешеходы? ))

Ариал написал(а):

Ещё радовало, что в церкви никого, абсолютно никого не было...


А куда же делись понаехавшие? )

Вход в церковь очень уютный, и какой-то таинственный.

Ариал написал(а):

В церкви не было даже служителя. За те минут 30-40, что я тут провёл, никто так и не появился, не промелькнул. Церковь – на отшибе. А ведь здесь есть настоящие сокровища! И главное – капелла Рождества с фреской Перуджино...


Мало кто из туристов про то знает, наверное. К тому же Перуджино в тех местах не редкость )
Но теперь, после твоего рассказа, точно понаедут ) и я тоже туда понаеду )

0

70

Leggy написал(а):

А куда же делись понаехавшие? )

мне кажется, справа от церкви какое-то учреждение. по крайней мере, люди из одной подъехавшей при мне машины туда заходили. там висела какая-то табличка, но я не поинтересовался. когда я уходил, то по тропинке, по которой я не решился идти, спускались парень с девушкой - думаю, шли в церковь.

Leggy написал(а):

такая гадость

ой ))

Leggy написал(а):

Мало кто из туристов про то знает, наверное. К тому же Перуджино в тех местах не редкость

это верно. но по правде сказать, я не увидел в Треви туристов.

Leggy написал(а):

и я тоже туда понаеду

может тебе и не понравится ещё

0

71

Перуджино уже всплывал в наших топотушках. В Спелло. И там, в церкви Санта Мария Маджоре, на фоне блистательного Пинтуриккьо о Перуджино никак не скажешь, что это великий художник. Между тем, это чистая правда. И в Умбрии я убедился в сём собственными глазами и ногами. А пока поверим Александру Бенуа, утверждавшему, что Перуджино был самым модным художником в конце XV века, а для "провинции" оставался таковым и в начале XVI столетия. И вот здесь, в этих словах Александра Николаевича, и кроется ключ к оценке Богоявления Перуджино в церкви Мадонна делле Лакриме. 75-76 лет – это возраст. Очень солидный. Именно столько было Перуджино, когда он работал в Треви. Ему оставалось жить всего 2 года, в 1526 за ним придёт Чума. Пик его громкой славы был уже позади. Вазари отзывался о Перуджино крайне нелестно, большую часть картин называл халтурой и утверждал, что ради денег мастер был готов на всё. Наверное, это тоже правда. Если в начале своего очень долгого творческого пути, будучи лишь подмастерьем, вырвавшимся во Флоренцию из нищего городка под Перуджей, он месяцами спал на сундуке, то в расцвете своих творческих сил Перуджино был обласкан папами и осыпан большими деньгами. На финише жизни Перуджино сказочно богат не был, но он не был и беден. В Риме, Флоренции и Перудже уже царили новые кисти, но в маленьких умбрийских городках заманить самого Перуджино почитали за честь. Заманили его и в Треви. Эта маленькая капелла совершенно чудесная...

http://s3.uploads.ru/7eEwK.jpg

Всё дышит покоем и миром. Выверенная до миллиметра композиция. Высокая деревянная беседка точно посередине. Простая. Как и положено быть у жены плотника. Но резные капители какбе намекают на непростой статус восседающей на обыкновенной лавке босой Девы. Все замерли в почтительном уважении. Всё строго по канону. Три волхва, три дара. Самый старый – Каспар, по почётную правую руку от Марии. Мельхиор преклонил колено по левую... 

http://s2.uploads.ru/dBMo3.jpg

А Бальтазар, подбоченясь, замер в картинной позе, поставив ноги в четвёртую позицию...

http://s6.uploads.ru/0UNe6.jpg

Позади Мадонны – типичный умбрийский пейзаж. Широкая зелёная долина, окружённая невысокими горами. Торговый караван тяжело навьюченных верблюдов под охраной чужестранцев с пиками медленно идёт по равнине. Уравновешивая эту группу, с другой стороны за миром в стране наблюдает вооружённый умбрийский отряд в ярких рейтузах. Но некоторые кони спешены, значит всё тихо, спокойно, таможня работает. Позади Мадонны щиплет травку беленькое облачко овечек. Пастухи болтают и играют в одни им понятные игры. Может, танцуют. Собака у ног ближней пары лениво следит за овцами и даже не тявкает. Безмятежность, полная гармония и счастье...

http://s2.uploads.ru/t/xJReT.jpg

Мастерство не пропьешь. Перуджино есть Перуджино! Но так ли это? Мастеру 75 и ему хочется побыстрее отвязаться от заказчика. Деньги в сейф и на подушки! Этот сюжет с Богоявлением у Перуджино далеко не первый. И не последний. А посему в Треви Перуджино особо не заморачивался. В 1504 году он уже писал Поклонение волхвов в своём родном Читта делла Пьеве. И в Треви, по большому счёту, Перуджино просто повторил композицию 18-летней давности. Но насколько же он тут богаче, разнообразнее, ярче. Торговый караван ещё только спускается с горы. Пейзаж не столь пустынен, деревца, вдали голубеет зеркало озера. Собака, забывшая об овцах, явно пытается поиграть с коровой и ослом. Народу возле Мадонны заметно больше и толпа более раскована. Каспар, Мельхиор и Бальтазар в тех же позах, но как нарядны! Мария приготовилась к встрече с волхвами: заплела косу. Через 18 лет ей будет уже лениво прихорашиваться. Да, в следующий раз надо будет непременно съездить в Читта делла Пьеве. Тамошнее Богоявление заочно нравится мне больше тревийского... ))

http://s2.uploads.ru/1aDJs.jpg

Хотя... нет, всё познаётся в сравнении. В Монтефалько, который отлично виден со стен Треви, Перуджино в 1520-ом вообще схалтурил. Сэкономил и на караване, и на всадниках, и на овцах с собачкой. Беседка, Мария с младенцем, Иосиф, три невразумительных волхва, корова с ослом и безжизненный голый пейзаж. Может, гонораром обидели? ))

Капелла фронтовой фреской не ограничивается. По её бокам изображены два апостола. Слева – св. Петр с огромным ключом. Можно только представить себе замок в Рай! ))

http://s7.uploads.ru/t/BR8ud.jpg

Справа – св. Павел с мечом. Возможно, это и не Перуджино, а ученики-помощники. Уж больно правая нога у Св. Петра подвисла. Петр смотрит прямо в глаза зрителю, очевидно, оценивая – пускать в Рай или отправить Павлу...

http://s6.uploads.ru/GeprM.jpg

Наконец, симпатичны медальоны в верхней части очень нарядного парадного обрамления капеллы. Архангел Гавриил с голубыми крылами и заснувшая Дева Мария...

http://s2.uploads.ru/T3OIp.jpg

http://s3.uploads.ru/JV4FD.jpg

В любом путеводителе, где присутствует Треви, обязательно будет упомянута церковь Мадонна делле Лакриме. И обязательно будет названо имя Перуджино. Однако не одним Перуджино именита церковь. И ещё неизвестно, кто и что интереснее. По крайней мере, я ещё долго щёлкал там фотоаппаратом..

http://s3.uploads.ru/hBvwy.jpg

/ Продолжение следует...

0

72

Ариал написал(а):

может тебе и не понравится ещё


Твой рассказ или Перуджино? Твой рассказ понравится. )

Ариал написал(а):

А Бальтазар, подбоченясь, замер в картинной позе, поставив ноги в четвёртую позицию...


Как ты его идентифициоровал, по возрасту? Бальтазар вроде должен быть мавром ) Хотя, на мавра у Перуджино никто не тянет.

Ариал написал(а):

Позади Мадонны щиплет травку беленькое облачко овечек.


"Облачко овечек" понравилось.

Ариал написал(а):

Пастухи болтают и играют в одни им понятные игры. Может, танцуют.


Ага, менуэт )

Ариал написал(а):

Собака у ног ближней пары лениво следит за овцами и даже не тявкает.


Собака от овец почти не отличима, только собачьей позой.

Ариал написал(а):

Да, в следующий раз надо будет непременно съездить в Читта делла Пьеве.


Надо, вот и новый маршрут по Умбрии вырисовывается.

Ариал написал(а):

Хотя... нет, всё познаётся в сравнении. В Монтефалько, который отлично виден со стен Треви, Перуджино в 1520-ом вообще схалтурил. Сэкономил и на караване, и на всадниках, и на овцах с собачкой. Беседка, Мария с младенцем, Иосиф, три невразумительных волхва, корова с ослом и безжизненный голый пейзаж. Может, гонораром обидели? ))


Тут картинка была бы кстати. Эта?
Правда, на ней вроде невразумительные пастухи, а не волхвы.

http://s7.uploads.ru/6EWtn.jpg

Ариал написал(а):

Петр смотрит прямо в глаза зрителю, очевидно, оценивая – пускать в Рай или отправить Павлу...


А в этой фразе можно предположить наличие скрытого смысла, учитывая меч в руках у Павла )

Ариал написал(а):

Архангел Гавриил с голубыми крылами и заснувшая Дева Мария...


У Марии руки сложены так, будто она в них держит что-то невидимое.

Ариал написал(а):

По крайней мере, я ещё долго щёлкал там фотоаппаратом..


Покажи, что нащёлкал, ведь не одни же скамейки ) На последней фотке видны четыре капеллы и две ниши, небось все в фресках!

0

73

Leggy написал(а):

Бальтазар вроде должен быть мавром

откуда мавры в Треви? ))

Leggy написал(а):

Правда, на ней вроде невразумительные пастухи, а не волхвы.

ну да, тут я поторопился, попутал Поклонение с Рождеством. но структурно очень похоже/непохоже

Leggy написал(а):

небось все в фресках!

все! ))

0

74

Ариал написал(а):

но структурно очень похоже/непохоже


Да, похоже, и беседка та же, что и на других картинах. И ты прав, халтуры тут больше. А Мария, если встанет, упрётся головой в крышу )
Но в ритмичности и симметричности Перуджино что-то есть, "мелодия" у него выходит приятная.

Ариал написал(а):

Leggy написал(а):

    небось все в фресках!

все! ))


Ууу, дразницца ещё )

0

75

/ Продолжение.

Рядом с Перуджино (справа) – капелла св. Убальдо, посвящённая епископу из Губбио (1084–1160), который впоследствии был канонизирован. Это не значит, что святой тут похоронен. Его мощи находятся в Губбио в базилике его имени. Часовню в память св. Убальдо заказал некто Pier Costanzo Ricci, богатый тревианец. Расписана фресками в конце XVI века. Автор фресок – некий Fabio Angelucci da Mevale. Сюжеты следующие: Благовещение; Св. Убальдо и четыре истории из его жизни (чудеса св. Убальдо); Св. Иоанн Креститель и св. Антоний Падуанский; Бог-отец; Четыре сцены из жизни Богородицы (Рождество, Обручение Девы Марии, Бегство в Египет и Посещение св. Елизаветы). Фрески с изображением Иоанна Крестителя и Антония Падуанского, как видно, не избежали современного варварства – думаю, прямое следствие отсутствия служителя в церкви, который бы присматривал за порядком.

http://s6.uploads.ru/JVLyN.jpg

http://s6.uploads.ru/hHMA0.jpg

Благовещение вполне типично: архангел Гавриил с лилией в руке приносит весть Марии. Необычным мне показалась торопливость Гавриила. Похоже, он даже соревнуется с голубем, кто быстрее... )) Еще мне понравилась снежная шапка на горах в далеком пейзаже...

http://s3.uploads.ru/TrW1P.jpg

http://s2.uploads.ru/r37JD.jpg

http://s3.uploads.ru/82zAR.jpg

0

76

Cлева от главного входа в церковь находится гробница Ромоло Валенти, епископа Конверсано. Памятник 1579 года весьма внушительный: 7 метров высотой и 3,60 шириной. Тела внутри нет. Это т.н. кенотафий, пустая гробница.

http://s6.uploads.ru/iLcMR.jpg

Наибольший интерес представляет фреска в люнете. Она изображает пророчество Иезекииля о воскрешении мёртвых. В поле пророк видит множество костей и обращает к ним своё Слово. Кости начинают обрастать плотью и кожей. Затем в трупы возвращается дух, они встают и покидают свои могилы... В общем, полный ужосс-ужосс. Не приведи Господь привидеться! Но если абстрагироваться от мертвецов, вылезающих из могил, то Иезекииль у меня почему-то ассоциируется с дядькой Черномором. Уж больно кафтан у него а ля рюс... ))  Живопись, конечно, не очень умелая.

http://s2.uploads.ru/WOPpK.jpg

Справа от входных дверей ещё одна гробница семейства Валенти - папского фискального прокурора Бенедетто Валенти и его супруги Феличиты Петрелли. С росписями Angelucci - уже известного нам по капелле св. Убальдо. Датируется серединой XVI века. Бенедетто Валенти был человеком разносторонним, собирал римские древности, книги, водил дружбу с внуком Данте. Все эти его увлечения и нашли своё отображение в росписях этой супружеской гробницы.

http://s7.uploads.ru/iNqSe.jpg

Пышногрудая Слава с трубами, два пророка и восемь кудрявых херувимов. Всю эту пёструю толпу венчает семейный герб, над которым распростёр свои крылья Феникс. В общем, гремучая смесь мифологии и Библии.

http://s2.uploads.ru/rMmL0.jpg

/ Продолжение следует.

0

77

Ариал написал(а):

Необычным мне показалась торопливость Гавриила. Похоже, он даже соревнуется с голубем, кто быстрее... ))


Вспомнился темпераментный Гавриил Лоренцо Лотто, и балахоны у них похожие.
Но голубь всё ж быстрее )

Ариал написал(а):

В общем, полный ужосс-ужосс. Не приведи Господь привидеться! Но если абстрагироваться от мертвецов, вылезающих из могил, то Иезекииль у меня почему-то ассоциируется с дядькой Черномором. Уж больно кафтан у него а ля рюс... ))


Точно, прям иллюстрация из русской сказки! Очень забавная фреска, несмотря на ужосы сюжета.

Ариал написал(а):

Пышногрудая Слава с трубами, два пророка и восемь кудрявых херувимов. Всю эту пёструю толпу венчает семейный герб, над которым распростёр свои крылья Феникс. В общем, гремучая смесь мифологии и Библии.


И тут согласна. Эта фреска могла бы украсить какую-нибудь виллу или палаццо )

0

78

Помимо часовни с фреской Перуджино представляет интерес часовня Сан Франческо, находящаяся в левом трансепте. Она декорирована Джованни ди Пьетро, известном как Ло Спанья, где-то между 1518 и 1520 годами. Ло Спанья – художник известный, хотя и редкий, один из учеников Перуджино. По словам Вазари, после смерти Перуджино он был лучшим в Перудже, но завистливые сотоварищи по цеху его из города выперли. В Треви он работал ещё до Перуджино, так что тот, естественно, мог видеть плоды творчества бывшего ученика...

http://s3.uploads.ru/E46CX.jpg

В качестве главной темы Ло Спанья выбрал сюжет Положение во гроб, или Погребение Христа. Иосиф Аримафейский и Никодим несут тело Христа в пещеру. Иосиф поддерживает тело за плечи, Никодим – за ноги. Богородица следует за ними в чёрном траурном одеянии. Мария Магдалина держит Христа за руку так, cловно проверяет, есть ли пульс, ещё одна женщина - придерживает за ступни...

http://s3.uploads.ru/tCpaS.jpg

Голова Иосифа прорисована мастерски, в нем чувствуется сила духа, а вот главные героини у Ло Спаньи какие-то мужиковатые. И это странно, потому как вообще-то он умел писать красивые женские лица. Его Мадонны с младенцем очень милы, а здесь не женщины, а какие-то простодушные метательницы молота... ))

http://s7.uploads.ru/t/B09T3.jpg

http://s6.uploads.ru/t/FvRs6.jpg

Впрочем, если присмотреться повнимательнее, то женщина в зеленой тунике - судя по поясу, вовсе не женщина, а мужчина. Значит, это златокудрый св. Иоанн.

http://s7.uploads.ru/t/hVGNY.jpg

В люнете восседает св. Августин с кучей ангелов. Почему капелла носит имя Сан Франческо для меня - загадко... ))

http://s3.uploads.ru/bAVTg.jpg

0

79

Ариал написал(а):

а вот главные героини у Ло Спаньи какие-то мужиковатые. И это странно, потому как вообще-то он умел писать красивые женские лица. Его Мадонны с младенцем очень милы, а здесь не женщины, а какие-то простодушные метательницы молота... )) Впрочем, если присмотреться повнимательнее, то женщина в зеленой тунике - судя по поясу, вовсе не женщина, а мужчина. Значит, это златокудрый св. Иоанн.


В Википедии нашла большие изображения. Иоанн - мужиковатый (у многих художников он женственный), брезгливо скуксил нос, а Магдалина мне кажется вполне женственной, хотя щекастая и здоровая, это верно.

Упс, пока постила, картинки появились и в посте у Ариала. Или они там были, но мне не показались? )

http://s6.uploads.ru/ErR8d.jpg

http://s3.uploads.ru/dmkHo.jpg

0

80

Вот еще одна загадко...

http://s2.uploads.ru/t/NP87o.jpg

Мне одному кажется, что у Иоанна 6 (шесть) пальцев на правой ноге? ))

0

81

Ариал написал(а):

женщина в зеленой тунике - судя по поясу, вовсе не женщина, а мужчина


А что не так с его поясом? Бантик не хуже, чем у Магдалины )

Ариал написал(а):

Мне одному кажется, что у Иоанна 6 (шесть) пальцев на правой ноге? ))


Явно видны пять, но шестой угадывается )
А ножки у Иоанна изящные, женственные.

0

82

Leggy написал(а):

А что не так с его поясом? Бантик не хуже, чем у Магдалины )

с бантиком всё в порядке. но лицо унисекс и первоначально я принял Иоанна за женщину. пояс у Магдалины и Иоанна по-разному формирует... эээ... грудные объёмы ))

Leggy написал(а):

шестой угадывается

оо, значит, не показалось ))
фрески не в очень хорошем состоянии, реставрировались, читал, в 20-х гг. прошлого века

0

83

Ариал написал(а):

пояс у Магдалины и Иоанна по-разному формирует... эээ... грудные объёмы ))


тебе виднее ), я же не вижу особой разницы в складках, формируемых поясом, а неплоские объёмы Магдалины в обсуждаемом месте ) подчёркивает шарфик и волосы, расположенные не плоско.

0

84

Продолжим гулять по церкви... Прямо напротив часовни с фреской Перуджино расположена часовня Св. Альфонсо де Лигуори. Здесь некогда был погребён некто Тиберий Валенти. Первоначально капелла была посвящена св. Екатерине и здесь были две картины, изображающие св. Екатерину и св. Сесилию кисти Ло Спанья – сейчас они в пинакотеке Треви. Потомки Тиберия Валенти не пожелали нести расходы по сохранению гробницы и продали капеллу Церкви, которая перепосвятила её новому святому – он как раз на чьём-то весьма посредственном полотне середины XVIII века. В общем, с художественной точки зрения неинтересная капелла.

http://s3.uploads.ru/79T54.jpg

Рядом – часовня Воскресения (или Пьета) принадлежит Бенедетто Валенти, умершему в 1541 году. Расписана фресками в 1530 году Орацио Олфани. Капелла очень декоративна, гротески на колоннах напоминают аналогичные у Луки Синьорелли в соборе Орвието. Часовня не зря ещё носит название Пьета, потому что ранее была украшена панелью на эту тему и, как предполагают, писал её Себастьяно дель Пьомбо – ныне она в пинакотеке Треви.

http://s6.uploads.ru/t/vbOPj.jpg

http://s3.uploads.ru/otSrK.jpg

Мне понравились фигуры по бокам капеллы. На правой изображён пророк Иона, выходящий из пасти кита. Нос у него длинный и острый, как у Буратино Пиноккио. И выражение лица брезгливо-удивленное – как же я выжил в этом чреве?! )) Кит – презабавная зверушка, с лапами и драконьим хвостом. Мне сразу вспомнился милейший кит на боковом портале Дуомо Вероны, там он такой же, с лапами! )) Так кита представляли в средневековье.

http://s6.uploads.ru/t/2aFIM.jpg

Слева – царь Давид, играющий на альте. Как раз перед поездкой я читал небольшую повестушку Надежды Теффи «Саул». У Тэффи Давид играл Саулу на гуслях. В библейских легендах он разгонял меланхолию Саула пением и игрой на арфе. А Орацио Алфани вложил в руки Давида альт... )) Вольнодумец! ))

http://s6.uploads.ru/t/k6HXh.jpg

Наконец, можно кратко взглянуть и на живописный памятник Субреция Валенти-Лукарини от 1588 года, расписанный всё тем же Angelicci da Mevale. Он находится как раз между капеллами Воскресения и св. Альфонсо Лигуори. Если женщина в чепце и с книгой на коленях ещё пытается хоть как-то изобразить скорбь, то молодуха, по-моему, тихонечко переписывает завещание... ))

http://s6.uploads.ru/k92L8.jpg

И на сём, пожалуй, можно закончить знакомство с церковью Мадонна делла Лакриме, которое, возможно, получилось чрезмерно подробным. Конечно, в Риме, Флоренции, Венеции любая мелкая церквушка подчас может похвастать художественными сокровищами на три порядка более ценными, нежели этот в общем-то простой сельский храм. Но там – в столицах, глаза, как говорится, разбегаются и быстро замыливаются, а здесь – в деревне, всё можно рассмотреть неспешно и с удовольствием. Главное, что после церкви у меня не было ощущения зря потраченного времени. Напротив, я был весьма доволен, что выбрался в Треви. Вернее, за Треви...

0

85

Покинув церковь, я вернулся в Треви. Ненадолго заглянув в местную пинакотеку, где самыми ценными экспонатами были картины Ло Спанья и один небольшой Пинтуриккьо – авторская копия Мадонны с дитём с того оригинала, что ныне в Лондоне, но более "экономный вариант" )) Пинакотека находится в одном комплексе с церковью Сан Франческо, в пустоватом пространстве которой привлекает внимание лишь красивый орган, старейший в Умбрии. 4 евро мне показались слишком высокой платой за этот небольшой и, признаться, малоинтересный музей. В принципе можно вполне удовлетвориться люнетом закрытого церковного портала со смешными лёвиками на арке...

http://s7.uploads.ru/cpDrQ.jpg

Выполнив всю культпрограмму, я пребывал в некоторой растерянности по поводу того, чем же мне ещё заняться в Треви. До электрички у меня было ещё два часа. Можно было пообедать. Но, во-первых, уже была сиеста и без того сонный Треви уже прочно погрузился в полное небытие. А во-вторых, по жаре есть совершенно не хотелось. Хотелось только пить. Так что, набрав буклетов у по-прежнему закрытого турбюро, я устроился в кафе у Торре, взял бокальчик холодненького беленького, чашку капуччо, кусок торта и приготовился прожигать жизнь... ))

http://s2.uploads.ru/t/1kUYa.jpg

Полчаса я ещё выдержал. Но на площади абсолютно ничего не происходило. Болтовня соседей и взгляды, которые местные с любопытством бросали на русского - а это выяснил ещё бармен при заказе, стали утомлять. Смотреть в городке было совершенно нечего – ни красивых палаццо, ни толковых церквей. Вся здешняя «красота» была прямо передо мной и, признаться, она меня не вдохновляла. И тут я вспомнил, что, когда ехал в Треви, то с соседнего холма видел совершенно шикарный вид. Так что я туда ненадолго и отправился...

http://s6.uploads.ru/DsyMn.jpg

Ну что ж, можно было с чистой совестью идти на поезд. Вернувшись снова в Треви, я наконец стал спускаться с этой горищи вниз. Вниз, вниз и только вниз...

http://s7.uploads.ru/LVIvw.jpg

http://s7.uploads.ru/5SNBZ.jpg

http://s2.uploads.ru/wneYX.jpg

Пару раз мне встретилось ну хоть что-то более-менее любопытное. Наверное, именно так выглядели домовые фрески во времена Мадонны делла Лакриме.

http://s2.uploads.ru/9sJ5h.jpg

http://s7.uploads.ru/aWeB9.jpg

Со стен далеко-далеко виднелся Монтефалько...

http://s3.uploads.ru/UqfEZ.jpg

И опять вниз-вниз-вниз...

http://s7.uploads.ru/LAihQ.jpg

http://s2.uploads.ru/oTwSH.jpg

http://s3.uploads.ru/H9PUD.jpg

http://s3.uploads.ru/MBk5f.jpg

И хотя я постоянно держал в голове "карту" и спускался, как мне казалось в сторону вокзала, пару раз я всё-таки в хитросплетениях крутых каменных улочек-лестниц запутывался, так что приходилось или возвращаться, или тыкаться в стороны, пытаясь отыскать заветную дорогу. И хорошо, что не послушался старую синьору, что вязала что-то кружевное в дверях своего дома в каком-то непонятном углу, она показывала мне на вокзал совсем не в ту сторону. Наверное, она была права и направляла меня по более простой дороге, но мне не надо было по простой, я хотел короче, прямиком и быстрее. В конце-концов – спустя, наверное, час! – я всё же вырулил на долгожданную равнину, где в полном забвении стоит крошечный вокзальчик – без бара, без туалета, только автомат по продаже билетов и всё. Господи, как же хорошо, что я приехал в Треви автобусом! )) Если в него подниматься, то лучше сдохнуть иметь крылья! Ну, или по крайней мере ангельское терпение... ))

http://s6.uploads.ru/eawuq.jpg

Прощай, Треви! Прощай!

http://s2.uploads.ru/Srd7x.jpg

/ Fin.

0

86

Ариал написал(а):

Я вдруг понял, что мне непременно надо в Треви. И я отправился в Треви.

Прекрасный текст и замечательные фотографии.
Пробежав снова по картинкам, понял, что особенно впечатлили (как это будет по-русски - зацепили?) портреты персонажей на фресках - и современных авторам, и библейских, моделями для которых служили те же современники. А Иона и Давид ну просто готовые герои анимационного фильма.

0

87

Спасибо, Марк )) насчет Ионы с Давидом вы правы. Действительно, Дисней прямо-таки ))

0

88

Ариал написал(а):

в кафе у Торре, взял бокальчик холодненького беленького, чашку капуччо, кусок торта


Ариал написал(а):

Болтовня соседей и взгляды, которые местные с любопытством бросали на русского - а это выяснил ещё бармен при заказе, стали утомлять.


И чего они высматривали, ну, ладно бы ты взял бокал беленькой, а то всего-то бокальчик беленького )

Ой, и скучный этот Треви, внутри - просто каменные джунгли, ни цветочков, ни кошек... А церковка очень занятная, в неё нужно будет заехать, спасибо за наводку!

Ариал написал(а):

насчет Ионы с Давидом вы правы. Действительно, Дисней прямо-таки ))


:yep:  и даже лучше, Давид с Ионой прикольные, Дисней отдыхает!

Ариал написал(а):

А Орацио Алфани вложил в руки Давида альт... )) Вольнодумец! ))


Скорее всего это lira da braccio https://it.wikipedia.org/wiki/Lira_da_braccio
На картинах того времени она встречается часто. Нашла подборку фрагментов, желающие могут угадать картины )

http://s2.uploads.ru/Kfhl9.jpg

http://www.thecipher.com/viola_da_gamba_cipher-3.html

0

89

Leggy написал(а):

Ой, и скучный этот Треви, внутри - просто каменные джунгли, ни цветочков, ни кошек...

точно, вот кошек я не помню! )) зато там были бойскауты. разогревали в парке на маленьких спиртовых примусах свои консервы...))

Leggy написал(а):

Скорее всего это lira da braccio

вероятно. спасибка за уточнение

Leggy написал(а):

желающие могут угадать картины )

вот! вместо того, чтобы спать, буду теперь полночи угадывать твои картины. ))

5. Парнас Рафаэля средь прочих Станцев в Ватикане
6. Принесение во храм Витторе Карпаччо из Академии в Венеции, конечно ))

0

90

Leggy написал(а):

и даже лучше

Вы тоже в теннис играли? хотя бы в настольный...

0


Вы здесь » Проект "Флоренция" » Palazzo di Bianca Cappello » Умбрийские топотушки