"Чертой теперешнего и прежнего интеллектуализма является наклонность к духовному странствию. Наша мысль вечно бродит в далеких и прошлых мирах, скользя бездомной тенью у чужих порогов, у потухших домашних огней, у покинутых алтарей и заброшенных храмов. " (Павел Муратов) ⚜ ⚜ ⚜

Проект "Флоренция"

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Проект "Флоренция" » Поговорим о Флоренции и об искусстве » Мадонна между подоконником и пейзажем


Мадонна между подоконником и пейзажем

Сообщений 1 страница 30 из 42

1

Идея темы возникла с вопроса Алины, которым она озадачила меня у картины «Мадонна с младенцем» Джованни Беллини на выставке в Пушкинском. Я высказала мнение, что Беллини в своей работе использовал распространённые в его время художественные формы, изобретателем которых он не был. Речь шла о парапете перед Мадонной и о пейзаже за её спиной. Алина попросила доказательств того, что Беллини – не пионер.
В том, что не Беллини изобрёл подоконник, я не сомневалась, но кто изобрёл, не знала. Стала разбираться, первые подоконники обнаружились на картинах сиенских мастеров, писавших их задолго до Беллини.
Чуда не случилось, но! В процессе разглядывания картин предшественников и современников Беллини, мне в голову пришла мысль, что важен не только сам факт использования Беллини готовых форм. Важно КАК он использовал то готовое, что ему досталось. И здесь меня ждало удивление!

Giovanni Bellini, Madonna dei cherubini rossi, 1485

http://s8.uploads.ru/BmAjK.jpg

Продолжение следует.

0

2

Leggy написал(а):

Идея темы возникла

Как удачно херувимы приезжали в Москву ))

Leggy написал(а):

И здесь меня ждало удивление!

в ожидании удивляться )

0

3

Leggy написал(а):

Важно КАК он использовал то готовое, что ему досталось. И здесь меня ждало удивление!

Мы уже сидим в первом ряду партера - у самого парапета :)

0

4

Ариал написал(а):

Leggy написал(а):

    Идея темы возникла

Как удачно херувимы приезжали в Москву ))

Ага. И главное - вместе с Алиной ) Алина с херувимами удачно приезжали в Москву!  :flag:

Micktrik написал(а):

Мы уже сидим в первом ряду партера - у самого парапета :)

Лучше в седьмом )

Ариал написал(а):

в ожидании удивляться )

Завтра начнём )

0

5

Часть первая. Подоконник.

Duccio Buoninsegna Madonna and Child 1290-1300

http://s8.uploads.ru/rny36.jpg

В своих поисках первого подоконника я почти сразу наткнулась на «Мадонну Строганов» Дуччо из собрания музея Метрополитен. Картина датируется 1290-1300 годами.

А затем я увидела следующее сообщение:

Профессор истории искусств нью-йоркского Колумбийского университета Джеймс Бек оспорил подлинность картины итальянского живописца XIII-XIV века Дуччо ди Буонинсенья, купленной музеем Метрополитен за $50 млн. Представители этого крупнейшего американского собрания живописи опровергли утверждение Бека, сообщает BBC.
Бек убежден, что "Мадонна с Младенцем", приобретенная музеем в 2004 году при участии нескольких частных фондов и аукционного дома Christie's, не была написана ни сиенским художником Дуччо, ни кем-либо из мастеров его круга. Более того, профессор утверждает, что работа, близкая по стилистике ранней итало-византийской религиозной живописи, была создана в XIX веке и является неудачной подделкой под старые образцы. Британская газета The Times привела ряд высказываний Бека в своей статье от 6 июля. В частности, искусствовед указывает на то, как плохо написаны поднятая рука и голова младенца Христа. Кроме того, парапет, за которым изображены фигуры, - это новаторский художественный прием, изобретенный в эпоху Ренессанса, то есть век спустя после смерти Дуччо (1318 год).
Со своей стороны Метрополитен и специалисты дома Christie's убеждены в правильности атрибуции "Мадонны", одного из своих самых дорогих экспонатов, и ее подлинности. Кейт Кристиансен, куратор музея, полагает, что пресловутый парапет - это первый в истории европейской живописи случай создания иллюзии.
"Мадонна с Младенцем", находящаяся сейчас в собрании Метрополитен, до 2004 года оставалась единственной работой Дуччо, находившейся в частных руках. Искусствоведы также знают ее под названием "Мадонна Строганова": ее первым известным владельцем был граф Григорий Строганов, умерший в Риме в 1910 году. Покупку этого произведения музеем пресса оценила как одно из важнейших приобретений за полвека.

http://izvestia.ru/news/381316#ixzz3VsAn1YDI

Надеюсь, что с атрибуцией Дуччо Джеймс Бек ошибся, и американцы не зря потратили свои денежки. Но по поводу парапета, кажется, Бек прав. Во всяком случае, пересмотрев Мадонн многих художников конца 13 и 14-веков, ни у кого из них парапета я не нашла. Действительно, мода на парапеты пришла в итальянскую живопись только в 15-ом веке.
Это, конечно, не означает, что парапета не могло быть на обсуждаемой картине Дуччо.
В доказательство могу привести фрагмент картины Дуччо из музея Сиены. Фриз на ней (как мне кажется) напоминает парапет.

http://s8.uploads.ru/t/QdmTS.jpg

http://s8.uploads.ru/Bpf1s.jpg

Также некий намёк на парапет есть в более ранней картине Дуччо (1280 г.) из  Chiesa dei Santi Lorenzo e Ippolito, Castelfiorentino.

http://s8.uploads.ru/JRaf1.jpg

Это всё. До начала 15-ого века явного парапета не встречается ни у сиенских мастеров, ни у флорентийцев, ни у падуанцев, ни у венецианцев  :dontknow:

Хотя многие из художников стояли что называется в двух шагах от парапета :)

Например, посмотрите алтарь Симоне Мартини. Арки, в которых сидят Мария и святые, по бокам очерчены витыми колоннами, а снизу снабжены планкой с титрами. И хотя святой в окошке справа от Марии уголком книги упёрся в нижнюю планку, всё же это не полноценный парапет.

SIMONE MARTINI Boston Polyptych 1321-1325

http://s8.uploads.ru/YWEl3.jpg

Или на этом триптихе Дуччо, датированным 1300 годом, из Лондонской национальной галереи. Изобразив кусочек пола под ногами святых, художник сделал явную попытку углубить пространство за арками. Но перед Марией парапета нет, и если бы не выступающее обрамление арки, она бы смотрелась совсем плоско.

Duccio Triptych (The Holy Virgin and the Christ Child with St. Dominic and St. Aurea). c.1300. Tempera on panel. The National Gallery, London, UK

http://s8.uploads.ru/oGcKH.jpg

Я демонстрирую эти арки не просто так, а с определённым умыслом. Потому что первые настоящие подоконники, которые можно трактовать как начало моды на сюжет «мадонна у парапета», появились в той же арочной композиции.

1. Самый ранний подоконник (из найденных мною) принадлежит Микелоццо ди Бартоломео.
MICHELOZZO DI BARTOLOMEO 1430 Museo Nazionale del Bargello, Florence

http://s8.uploads.ru/4XQfu.jpg

2. Следующий – Филиппо Липпи

LIPPI, Fra Filippo Madonna and Child 1440

http://s8.uploads.ru/GDptU.jpg

3. И последователь Липпи – фра Карневале, довольно оригинально устроивший из парапета горку.

CARNEVALE, Fra 1440 Accademia Carrara, Bergamo

http://s8.uploads.ru/Qr0Mh.jpg

4. Затем идёт  крепыш и весельчак Уччело
Madonna and Child by Paolo Uccello (Dublin) 1445

http://s8.uploads.ru/I1PYB.jpg

5. Свой вклад в развитие сюжета внёс Беноццо Гоццоли, свесив накидку мадонны за край парапета. От чего мадонна не стала живее  :huh:
Беноццо Гоцолли. Мадонна с младенцем под навесом 1449 Santa Maria sopra Minerva, Rome

http://s8.uploads.ru/z3bRi.jpg

6. Затем - Донателло, который на парапет поставил не только младенца, но и вазочку.

DONATELLO Madonna and Child within an Arch 1450 National Gallery of Art, Washington

http://s8.uploads.ru/Jwak2.jpg

7. Сюда же можно вклинить недатированного Младенца на мраморном парапете Липпи
Filippo Lippi Madonna and Child Palazzo Medici-Riccardi, Florence

http://s8.uploads.ru/fycC8.jpg

8. В 1450 году подоконник появился у Андреа Мантенья

Andrea Mantegna Madonna and Child with saints Jerome and Louis 1450

http://s8.uploads.ru/23Vux.jpg

9. В 1453 году Мантелья женился на дочери Якопо Беллини и "принёс" подоконник в семью своей жены :)

Andrea Mantegna (год как стал зятем Якопо Беллини), Madonna col bambino tra cherubini e serafini, 1454

http://s8.uploads.ru/z3HOI.jpg

10. Jacopo Bellini.—Madonna and Child 1455

http://s8.uploads.ru/wteOn.jpg


А что же Джованни Беллини? Наконец, мы добрались до него! :)

Продолжение следует.

0

6

Спасибо за глубокое Введение в парапетологию.

0

7

Марин, ты проделала большую работу и твое сито практически насеяло всё по заявленной теме. Ловить нам уже нечего. )) В parapetology - как назвал сию замечательную науку Марк, я совершенно не силён. Но рискну втиснуться до Дж. Беллини с неким Пезеллино из круга Филиппо Липпи. Трудно сказать, подоконник ли это, но под пухлыми ножками младенца нечто горизонтальное и твердое написано совершенно определенно, пейзаж, правда, отсутствует.

http://s8.uploads.ru/t/NdAqi.jpg
Pesellino (Florence c. 1422 - Pistoia 1457) La Vierge à l'enfant, c. 1450.

Отредактировано Ариал (2015-03-30 23:01:23)

0

8

marc написал(а):

Спасибо за глубокое Введение в парапетологию.

я старалась никого не забыть )
"парапетология" понравилось )

Ариал написал(а):

Но рискну втиснуться до Дж. Беллини с неким Пезеллино из круга Филиппо Липпи. Трудно сказать, подоконник ли это, но под пухлыми ножками младенца нечто горизонтальное и твердое написано совершенно определенно, пейзаж, правда, отсутствует.

Ага, пусть будет, он нам подходит, хотя у твоего Пезеллино только половина подоконника ) А пейзаж отсутствует почти у всех, если не считать небесные кущи Мантеньи (№8). Остальные мадонны сидят в арках. Тем интереснее будет проследить, как интерпретировал арочно-подоконниковую композицию Джованни Беллини )

0

9

Leggy написал(а):

пусть будет

Ура! Пезеллино принят в парапетисты! ))

0

10

Парапетный дебют Джованни Беллини приходится на 1455 год. В этом году он написал «Мадонну с младенцем», что находится сейчас в музее Метрополитен.
Мне кажется, влияние Мантеньи (картинка № 8 в 5-ом посту) здесь очень заметно: толстенький младенец, подушка…Арку вокруг Мадонны Беллини тоже очертил, но за её спиной мы можем видеть пейзаж. И в приведённом выше ряду мадонн у парапета – это первый земной и красивый пейзаж!

1. BELLINI, Giovanni 1455 Metropolitan Museum of Art, New York

http://s8.uploads.ru/7cYfW.jpg

Так что, можно сказать, что дебют Беллини был новаторским. И парапет, и пейзаж (о пейзаже речь пойдёт в следующей части) «изобрёл» не Джованни Беллини. Но именно он соединил их в одной картине. Во всяком случае я буду так думать, пока кто-нибудь не докажет мне, что я не права. :)

Но, даже, если Беллини и здесь не первый пионер, несомненно, что он был одним из немногочисленного пионерского отряда парапетистов-пейзажистов. :)
В том же отряде состоял и Алессио Бальдовинети. Алина, возможно, ты помнишь, я называла его, как вероятного предшественника Беллини. Судя по датам картин, эти художники шли параллельно, и сейчас трудно понять, кто кого опережал.

2. BALDOVINETTI, Alessio 1455-1460 Musée Jacquemart-André, Paris

http://s8.uploads.ru/XAy6Q.jpg

3. BALDOVINETTI, Alessio 1460-65 Musée du Louvre, Paris

http://s8.uploads.ru/BH1oT.jpg

В 1458 году Мантенья из Венеции перебирается в Мантую. Его влияние на Беллини ослабевает. К этому времени Венеция окончательно завоевала Ионические острова, и, Беллини, вероятно, нашёл новый источник для вдохновения - греко-критские иконы. В результате чего он создаёт целый ряд довольно архаичных Мадонн. Подоконник - в кадре, но пейзаж исчез.

4. BELLINI, Giovanni Madonna and Child 1460

http://s8.uploads.ru/Latg5.jpg

5. BELLINI, Giovanni 1460-64 Civiche Raccolte d'Arte, Milan

http://s8.uploads.ru/VE3oq.jpg

6. BELLINI, Giovanni Madonna and Child 1460-64

http://s8.uploads.ru/92n7y.jpg

7. BELLINI, Giovanni Madonna and Child 1475

http://s8.uploads.ru/iGdbp.jpg

Пейзаж за спиной Мадонны стабильно устанавливается в 1480-ые годы. Хотя иногда он уступает место райским кущам.
А иногда, как в первоначальной картине с красными херувимами, что была на выставке, Беллини совмещает и кущи, и пейзаж. :)

8. BELLINI, Giovanni Madonna and Child 1480-90

http://s8.uploads.ru/pg7li.jpg

9. BELLINI, Giovanni Madonna and Child 1487

http://s8.uploads.ru/N8w0h.jpg

10. Madonna and Child, c. 1480; oil; Indianapolis Museum of Art

http://s8.uploads.ru/fYXrn.jpg

Продолжение следует.

0

11

Мне кажется, что у представленного в подборке Беллини явные проблемы с младенцами. Пожалуй, единственный живой, имхо - это нумер 4.
А вообще, если поразмыслить, довольно-таки странное это сидение - спиной к окну, к пейзажу. Понятно, что к зрителю. Но как-то неестественно.
А некоторые Мадонны предпочитают сидеть не перед подоконником/парапетом, а непосредственно на нём )) и опять я влезу с Пезеллино неизвестного года (но не позже 1457):

http://s8.uploads.ru/t/LmVvj.jpg

Отредактировано Ариал (2015-03-31 23:39:19)

0

12

Leggy написал(а):

В 1458 году Мантенья из Венеции перебирается в Мантую. Его влияние на Беллини ослабевает. К этому времени Венеция окончательно завоевала Ионические острова, и, Беллини, вероятно, нашёл новый источник для вдохновения - греко-критские иконы. В результате чего он создаёт целый ряд довольно архаичных Мадонн. Подоконник - в кадре, но пейзаж исчез.

Не, наоборот: влияние Беллини на Мантенью усиливается )) Мантенья - уехав, пишет тоже без пейзажа, в еще более мрачном стиле -

http://s8.uploads.ru/t/0ti7a.jpg

Mantegna Andrea. Madonna and Child with Seraphim and Cherubim. са.1460.

0

13

Ариал написал(а):

Не, наоборот: влияние Беллини на Мантенью усиливается )) Мантенья - уехав, пишет тоже без пейзажа, в еще более мрачном стиле -

Mantegna Andrea. Madonna and Child with Seraphim and Cherubim. са.1460.

Скорее всего, и Беллини, и Мантенья просто "питались" из одно греко-критского источника. Кстати, эта Мадонна в Википедии датирована 1454 годом.

Что касается "зверского" стиля Мантеньи, мне нравится, как об этом сказал Бенуа:

Но иных, кроме патетических, нот он вообще неспособен извлечь из своего искусства. Рисует ли он "идиллию" отдыха на пути в Египет или "праздник Пасхи" в "Воскресении", декорация у него все та же - суровая, скорбная. Как будто энтузиазм к антике в его душе соединился с какими-то византийскими пережитками, вполне объяснимыми в уроженце Венецианской области.

http://www.benua-history.ru/monteniya-voyna.html

Ариал написал(а):

Мне кажется, что у представленного в подборке Беллини явные проблемы с младенцами. Пожалуй, единственный живой, имхо - это нумер 4.

Ага, номер 4 - мне больше всех у Беллини нравится. "Византийские пережитки", без мантеньевской "антики", но с беллиниевской лирикой )

Ариал написал(а):

А вообще, если поразмыслить, довольно-таки странное это сидение - спиной к окну, к пейзажу. Понятно, что к зрителю. Но как-то неестественно.

Мир земной и позади мадонны (пейзаж), и перед ней (зритель). Мадонна как избушка, если к лесу задом, то к Иванушке передом :)

Ариал написал(а):

А некоторые Мадонны предпочитают сидеть не перед подоконником/парапетом, а непосредственно на нём )) и опять я влезу с Пезеллино неизвестного года (но не позже 1457):

Да кто такой этот универсальный Пезеллино!?)) У него на все случаи есть примеры! Обломал мне назначение Беллини новатором в использовании подоконника не по назначению  :D
Пойду изучу творчество Пезеллино, прежде чем продолжить про Беллини )

0

14

Leggy написал(а):

Скорее всего, и Беллини, и Мантенья просто "питались" из одно греко-критского источника.

прожорливые были, особенно Беллини - столько мадонн наплодил ))

Leggy написал(а):

Кстати, эта Мадонна в Википедии датирована 1454 годом.

Врёт Википедия. Каталогу Метрополитен-музеум, где сейчас картина, я доверяю больше )

http://s1.uploads.ru/t/WsZ19.jpg

Leggy написал(а):

Обломал мне назначение Беллини новатором

я ж не нарошна  :dontknow:  всё, больше не буду ))

Отредактировано Ариал (2015-04-02 00:12:23)

0

15

Ариал написал(а):

Врёт Википедия. Каталогу Метрополитен-музеум, где сейчас картина, я доверяю больше )

Согласна.

Ариал написал(а):

Leggy написал(а):

    Обломал мне назначение Беллини новатором

я ж не нарошна  :dontknow:  всё, больше не буду ))

Я ж шучу ) кроме того, с самого начала сомневалась в том, что Беллини новатор. Просто он впитывал всё новое, что попадалось ему на глаза и вдохновляло его. Поэтому во многих его картинах можно заметить то или иное влияние. Мантеньи, Мессины, Джорджоне...

А про Пезеллино, оказывается, у нас уже было :) 
На выставку должны сходить мы

0

16

Leggy написал(а):

А про Пезеллино

я узнал благодаря твоей теме )) а Белинни круче!

0

17

Ариал написал(а):

а Белинни круче!

Да, Беллини всех белее, всех прекрасней и милее! :crazy:

0

18

Желаний скромных не имея/ К парапетологам примкнуть,/ С афишей, изданной в апреле,/ Ступлю на параллельный путь.
Артефакт парапарапетологии: Мадонна, опершись на подоконник,  рекламирует новый альбом Rebel Heart, апрель 2015.
Короче, «Мадонна опершись».
http://www.billboard.com/files/styles/promo_650/public/media/madonna-rebel-heart-2015-press-billboard-650-wide.jpg

0

19

marc написал(а):

Короче, «Мадонна опершись».

Хороша )
но, "Беллини круче!" ))

1515 год, Высокое Возрождение,
подоконник только что вошёл в моду,
благодаря Джорджоне, мадонна из райского сада обернулась Венерой, спящей в саду,
ветер перемен захватывает и нашего "милого Беллини" ))

BELLINI, Naked Young Woman in Front of the Mirror 1515

http://sg.uploads.ru/t/P4ieg.jpg

0

20

Leggy написал(а):

Алина с херувимами удачно приезжали в Москву!

Спасибо! :flag:  Не совпала бы с херувимами - ты нашла бы что-нибудь другое. :)

Leggy, ты провела чрезвычайно любопытное исследование! :cool:

профессор утверждает, что работа, близкая по стилистике ранней итало-византийской религиозной живописи, была создана в XIX веке и является неудачной подделкой под старые образцы.

Метрополитен и специалисты дома Christie's убеждены в правильности атрибуции "Мадонны"

Надо же, я думала, что сейчас, при таких возможностях всяких исследований, в том числе образца краски (вспоминая "Как украсть миллион" :D ) таких разногласий быть не может.

Leggy написал(а):

некий намёк на парапет есть в более ранней картине Дуччо (1280 г.)

Согласна, это можно считать как некий предвозвестник полноценного парапета. :yep:

Leggy написал(а):

И хотя святой в окошке справа от Марии уголком книги упёрся в нижнюю планку, всё же это не полноценный парапет.

И с этим согласна. Больше похоже на определенную форму рамки, мне кажется. Хотя если  книга действительно опирается на планку (тут сложно рассмотреть) - это очень любопытный момент, ИМХО. Он как бы связывает ткань изображения с внешним пространством.

Leggy написал(а):

на этом триптихе Дуччо, датированным 1300 годом, из Лондонской национальной галереи. Изобразив кусочек пола под ногами святых, художник сделал явную попытку углубить пространство за арками.

Интересное наблюдение. А я не заметила. :hobo:

Leggy написал(а):

1. Самый ранний подоконник (из найденных мною) принадлежит Микелоццо ди Бартоломео.
MICHELOZZO DI BARTOLOMEO 1430 Museo Nazionale del Bargello, Florence

А почему ты считаешь, что это "подоконник"? По мне так больше напоминает предпредыдущий вариант - часть рамы (упрощенная планка), которую автор использовал для связи изображения с окружающим пространством, такая игра. Планка не является частью изображения: она проходит под стенками рамки-арки, а не внутри них.

Leggy написал(а):

2. Следующий – Филиппо Липпи
LIPPI, Fra Filippo Madonna and Child 1440

С этим, пожалуй :), соглашусь. Странное, конечно, архитектурное сооружение, куда забралась Мария. %-)  Очень интересные выражения лиц обоих персонажей, захотелось рассмотреть в реале. Не в курсе, где эта работа находится?

Leggy написал(а):

3. И последователь Липпи – фра Карневале, довольно оригинально устроивший из парапета горку.
CARNEVALE, Fra 1440 Accademia Carrara, Bergamo

Любопытно сравнивать с предыдущей работой. Как мне представляется, очевидно, что эта более слабая. Но то, что это явный парапет - не поспоришь. :crazyfun:

Leggy написал(а):

4. Затем идёт  крепыш и весельчак Уччело
Madonna and Child by Paolo Uccello (Dublin) 1445

С лицом дауна. :tomato:  Ну и тарелки над головами персонажей! :tired:  Прям кажутся керамическими. Здесь планка внутри рамы, но на парапет, я считаю,  не тянет, только на тонкую досочку. :whistle:

Leggy написал(а):

Беноццо Гоцолли. Мадонна с младенцем под навесом 1449 Santa Maria sopra Minerva, Rome

И этот тоже Мадонну замуровал! o.O  Как полезно посравнивать с Липпи!

Leggy написал(а):

6. Затем - Донателло, который на парапет поставил не только младенца, но и вазочку.
DONATELLO Madonna and Child within an Arch 1450 National Gallery of Art, Washington

Где ты там парапет увидела? Я так даже досочку разглядеть не могу. :unsure:

Leggy написал(а):

7. Сюда же можно вклинить недатированного Младенца на мраморном парапете Липпи
Filippo Lippi Madonna and Child Palazzo Medici-Riccardi, Florence

На Липпи прям душа отдыхает! Интересно, Мария протиснется в те узкие щелки по бокам между парапетом и стенами арки  :question:  ИМХО, очень хорош жест матери и лица обоих персонажей.

Leggy написал(а):

8. В 1450 году подоконник появился у Андреа Мантенья
Andrea Mantegna Madonna and Child with saints Jerome and Louis 1450

Ужас что за лицо у ребенка! o.O  Во всяком случае на иллюстрации. Зато видно, что за парапетом могут пройти люди святые. :rolleyes:

Leggy написал(а):

9. В 1453 году Мантелья женился на дочери Якопо Беллини и "принёс" подоконник в семью своей жены :)
Andrea Mantegna (год как стал зятем Якопо Беллини), Madonna col bambino tra cherubini e serafini, 1454

Интересно, в реале лица такие же ужасные? :flirt:  А "вареных раков" тоже он принес? Или сам позаимствовал?

Leggy написал(а):

10. Jacopo Bellini.—Madonna and Child 1455

Лицо матери мне нравится- лицо простой, немолодой женщины, как мне кажется. Даже круги под глазами видны. Ребенок ничего, симпатичненький. :)  Только благословляет и держит какой-то символ.

Leggy написал(а):

Парапетный дебют Джованни Беллини приходится на 1455 год. В этом году он написал «Мадонну с младенцем», что находится сейчас в музее Метрополитен.
Мне кажется, влияние Мантеньи (картинка № 8 в 5-ом посту) здесь очень заметно: толстенький младенец, подушка…

С этим никак не могу согласиться  :nope:, если схожие подушки не называть "влиянием". Младенцы у многих авторов толстенькие. Арка почти у всех была. А во всем остальном, я считаю, работы совершенно непохожие. Если не сказать противоположные. :whistle:

Leggy написал(а):

за её спиной мы можем видеть пейзаж. И в приведённом выше ряду мадонн у парапета – это первый земной и красивый пейзаж!

Ага! :yep:

Leggy написал(а):

о пейзаже речь пойдёт в следующей части

Это  тоже очень интересно! :flag:

Leggy написал(а):

Алина, возможно, ты помнишь, я называла его, как вероятного предшественника Беллини.

Ой, что ты, я не в состоянии запомнить такое имя! :blush:

Leggy написал(а):

Судя по датам картин, эти художники шли параллельно, и сейчас трудно понять, кто кого опережал.
2. BALDOVINETTI, Alessio 1455-1460 Musée Jacquemart-André, Paris

Ну сравнила! :disappointed:  Тут кроме наличия пейзажа, причем гораздо менее реалистичного, и общей композиции, я считаю, ничего сравнимого нет. Застылые позы, кукольные личики, полное отсутствие настроения. А медные диски за головами чего стоят!

Leggy написал(а):

3. BALDOVINETTI, Alessio 1460-65 Musée du Louvre, Paris

Тут вроде несколько получше, но по сравнению с Д. Беллини все равно не катит, ИМХО.

Leggy написал(а):

Беллини, вероятно, нашёл новый источник для вдохновения - греко-критские иконы. В результате чего он создаёт целый ряд довольно архаичных Мадонн. Подоконник - в кадре, но пейзаж исчез.

Мне кажется, исчезли и настроение метрополитеновской работы 55-го года, и "народность", реалистичность образов и матери, и ребенка. Мамаши Мадонны вообще на своих чад внимания не обращают.

В № 5 лицо Марии нравится индивидуальностью черт, но выражение какое-то отсутствующее. И правая кисть напоминает грабли. :hobo: А Иисус только что второй лимон съел?

В № 6  Ребенок очень (кажется, даже слишком, преувеличенно) динамично двигается (кстати, любопытно, были ли такие энергичные движения до Беллини). Да, и что он делает? Кажется, сейчас отмахнет правую руку в сторону для пущей патетики и продолжит говорить речь.  :stupor:  А лицо Марии усредненно-красивое.  В следующей малыш весьма реалистично запихнул пальчик в рот, но лицо его матери менее красивое, чем в предыдущей, но такое же усредненное.

Leggy написал(а):

8. BELLINI, Giovanni Madonna and Child 1480-90

А что там за широкие доски за персонажами? Жест Марии напоминает жест в "варенораковой" картине. И лицо пореалистичнее, чем у предыдущих.

№ 9. Ой, сейчас дите мать задушит!  o.O  Интересно, зачем художник загородил пейзаж тряпкой? Для скорости сдачи заказа? :unsure:

Leggy написал(а):

10. Madonna and Child, c. 1480; oil; Indianapolis Museum of Art

Разноцветные ангелочки порадовали  ;) , а остальное нет. :dontknow:

В общем пока мне из всех представленных Мадонн (если не считать Липпи) больше всего нравится приезжавшая в Москву беллиниевская (кроме "вареных раков").

0

21

Флорентиец Бернардо Дадди, считающийся учеником Джотто, представил деву Марию на триптихе (ок. 1335) в окружении святых Фомы Аквинского и Павла. Дева Мария через мраморный парапет протягивает к зрителю благословляющую руку.
Bernardo Daddi (Italian (Florentine), active about 1312 - 1348)
The Virgin Mary with Saints Thomas Aquinas and Paul. The J. Paul Getty Museum
http://sh.uploads.ru/FyDde.png

Фреска в Нижней церкви в Ассизи, где Мадонна со святыми беседует у парапета, приписывалась раньше Джотто. Теперь считают, что это работа Лоренцетти.
Pietro Lorenzetti, c. 1320
Madonna with St Francis and St John the Evangelist
http://franciscan-sfo.org/ct/santacon.jpg

0

22

Alina написал(а):

Надо же, я думала, что сейчас, при таких возможностях всяких исследований, в том числе образца краски (вспоминая "Как украсть миллион" :D ) таких разногласий быть не может.

Могу предположить, что поводом для разногласий может быть так называемый человеческий фактор. Например, ложная атрибуция за деньги.  :huh:  В таком случае Бек вправе не доверять любой самой авторитетной атрибуции, если у него есть сомнения. 

Alina написал(а):

Leggy написал(а):

    1. Самый ранний подоконник (из найденных мною) принадлежит Микелоццо ди Бартоломео.
    MICHELOZZO DI BARTOLOMEO 1430 Museo Nazionale del Bargello, Florence

А почему ты считаешь, что это "подоконник"? По мне так больше напоминает предпредыдущий вариант - часть рамы (упрощенная планка), которую автор использовал для связи изображения с окружающим пространством, такая игра. Планка не является частью изображения: она проходит под стенками рамки-арки, а не внутри них.

Ну, и что же что не внутри? Конструкция рамы Микелоццо ди Бартоломео схожа с конструкцией любого окна, где оконная ниша внизу замыкается подоконником. Мадонна находится позади ниши, а ребёночек стоит на подоконнике.
Рама, действительно, из той же серии, что и арочная конструкция Симоне Мартини или Дуччо. Но благодаря скульптурности, она приобрела явную глубину и дала младенцу опору в виде подоконника.

Alina написал(а):

Leggy написал(а):

    2. Следующий – Филиппо Липпи
    LIPPI, Fra Filippo Madonna and Child 1440

С этим, пожалуй :), соглашусь. Странное, конечно, архитектурное сооружение, куда забралась Мария. %-)  Очень интересные выражения лиц обоих персонажей, захотелось рассмотреть в реале. Не в курсе, где эта работа находится?

В Вашингтоне.  Я туда вряд ли доберусь ) хотя, как знать )
Fra Filippo Lippi. Madonna and Child. 1440-1445. Tempera on panel. The National Gallery of Art, Washington, DC, USA
http://www.abcgallery.com/L/lippi/flippi6.html

Alina написал(а):

Leggy написал(а):

    4. Затем идёт  крепыш и весельчак Уччело
    Madonna and Child by Paolo Uccello (Dublin) 1445

С лицом дауна. :tomato:  Ну и тарелки над головами персонажей! :tired:  Прям кажутся керамическими. Здесь планка внутри рамы, но на парапет, я считаю,  не тянет, только на тонкую досочку. :whistle:

Ширина планки достаточная, чтобы младенец оперся на неё одновременно коленом и ступнёй (правая нога).  :yep:
И мне кажется, ширина не так важна, как общая концепция - наличия перед Мадонной некой поперечины, на которую можно опереть/положить/посадить младенца. Где-то читала, что эти парапеты – аллегория жертвенного алтаря. Ну, и упражнения с перспективой, конечно, были очень актуальны в те времена. Чем шире подоконник, тем, наверное, он выглядит более перспективным. Странно, что Уччело (увлечённый  перспективой) этого не учёл. )
А тарелки мне нравятся, они на пропеллеры похожи ) и написаны с перспективными изменениями.

Alina написал(а):

Leggy написал(а):

    Беноццо Гоцолли. Мадонна с младенцем под навесом 1449 Santa Maria sopra Minerva, Rome

И этот тоже Мадонну замуровал! o.O  Как полезно посравнивать с Липпи!

«Замуровал» - верное слово!  :cool:
Хотя, кажется, у Беноццо Гоццоли за спиной Мадонны что-то напоминающее обои в цветочек? Быть может, это райский сад (архаичная, но всё же природа)?

Alina написал(а):

Leggy написал(а):

    6. Затем - Донателло, который на парапет поставил не только младенца, но и вазочку.
    DONATELLO Madonna and Child within an Arch 1450 National Gallery of Art, Washington

Где ты там парапет увидела? Я так даже досочку разглядеть не могу. :unsure:

Парапет есть, иначе на чём стоят младенец и вазочка?  :idea:

Alina написал(а):

Интересно, Мария протиснется в те узкие щелки по бокам между парапетом и стенами арки  :question:

Снизу вылезет ))

Alina написал(а):

Leggy написал(а):

    9. В 1453 году Мантелья женился на дочери Якопо Беллини и "принёс" подоконник в семью своей жены :)
    Andrea Mantegna (год как стал зятем Якопо Беллини), Madonna col bambino tra cherubini e serafini, 1454

Интересно, в реале лица такие же ужасные? :flirt:  А "вареных раков" тоже он принес? Или сам позаимствовал?

Лица можно проверить в музее Метрополитен.
А "раков" вполне возможно, что тоже принёс Мантенья. Хотя сам он, скорее всего, наловил их у своих предшественников. )
ORCAGNA
The Strozzi Altarpiece
1354-57
Tempera on wood
Cappella Strozzi, Santa Maria Novella, Florence

http://sh.uploads.ru/xmcOl.jpg

Алина, ещё несколько твоих вопросов остались без ответов. Пока не успеваю, убегаю, вечером докомментирую.  :flag:

0

23

marc написал(а):

Флорентиец Бернардо Дадди, считающийся учеником Джотто, представил деву Марию на триптихе (ок. 1335) в окружении святых Фомы Аквинского и Павла. Дева Мария через мраморный парапет протягивает к зрителю благословляющую руку.

Да, я думаю, этот "заборчик" в ромбик можно засчитать как парапет!  :cool:
Но мне он кажется деревянным, - не мраморным. А рука так просто просится, чтобы её пожать )

marc написал(а):

Фреска в Нижней церкви в Ассизи, где Мадонна со святыми беседует у парапета

Здесь, ИМХО, не парапет  :nope:  , а часть рамки, отделяющей картину от пределлы.

0

24

Leggy написал(а):

Да, я думаю, этот "заборчик" в ромбик можно засчитать как парапет!  
Но мне он кажется деревянным, - не мраморным. А рука так просто просится, чтобы её пожать )

Сознаюсь, насчет мрамора не сам придумал. Вот что написано на сайте лос-анжелесского Музея Гетти, который приобрел триптих Дадди в 1993 году:

As if she is extending into our space, the Virgin Mary reaches over the marble parapet with her right hand. This gesture symbolizes the holy Mother's power and mercy, and her unique position to serve for man as a compassionate link to God.

Может, и верно, что связь с Богом предполагается через рукопожатие...

Что касается фрески Лоренцетти, на своей версии не настаиваю. Вам, конечно, ИМХее... Но вот кажется мне, что сама композиция, движение фигур предполагают наличие такого парапета, пусть и скрытого от нас "частью рамки, отделяющей картину от пределлы". А евангелист Иоанн уж приготовился разложить на парапете свой фолиант, вынуть  перо (стило?) и занести на новые страницы строки, которые позже в течение многих столетий будут изучать и трактовать.

Но это лишь догадка. А резюме такое, что на этой странице форума триптих Бернардо Дадди оказывается одной из самых ранних работ в исследуемой теме - около 1335 года.

Отредактировано marc (2015-04-16 19:26:15)

0

25

Alina написал(а):

Leggy написал(а):

    Парапетный дебют Джованни Беллини приходится на 1455 год. В этом году он написал «Мадонну с младенцем», что находится сейчас в музее Метрополитен.
    Мне кажется, влияние Мантеньи (картинка № 8 в 5-ом посту) здесь очень заметно: толстенький младенец, подушка…

С этим никак не могу согласиться  :nope:, если схожие подушки не называть "влиянием". Младенцы у многих авторов толстенькие. Арка почти у всех была. А во всем остальном, я считаю, работы совершенно непохожие. Если не сказать противоположные. :whistle:

Подушку Мантенья тоже мог принести в семью Беллини. :)
И ещё на этой картине у Беллини самый «неживой» младенец. И картина производит общее впечатление скорби, что (ИМХО) свойственно Мантенье, но не Беллини.

Alina написал(а):

Leggy написал(а):

    Алина, возможно, ты помнишь, я называла его, как вероятного предшественника Беллини.

Ой, что ты, я не в состоянии запомнить такое имя! :blush:

:)

Alina написал(а):

Leggy написал(а):

    Судя по датам картин, эти художники шли параллельно, и сейчас трудно понять, кто кого опережал.
    2. BALDOVINETTI, Alessio 1455-1460 Musée Jacquemart-André, Paris

Ну сравнила! :disappointed:  Тут кроме наличия пейзажа, причем гораздо менее реалистичного, и общей композиции, я считаю, ничего сравнимого нет. Застылые позы, кукольные личики, полное отсутствие настроения. А медные диски за головами чего стоят!

Я сравнивала только участие этих художников в развитии сюжета «мадонна с младенцем на фоне пейзажа». Во 2-ой части напишу об этом подробнее. И обратите внимание на жест мадонн 1 (Беллини) и 2 (Бальдовинетти) из поста 10.

Alina написал(а):

кстати, любопытно, были ли такие энергичные движения до Беллини

:yep:  «Весельчак» Уччелло был в 1445 году. 

Alina написал(а):

Leggy написал(а):

    8. BELLINI, Giovanni Madonna and Child 1480-90

А что там за широкие доски за персонажами? Жест Марии напоминает жест в "варенораковой" картине. И лицо пореалистичнее, чем у предыдущих.

Да, Мадонна хороша, но Иисус мне не нравится, особенно голова.
А доски за спиной Мадонны, возможно, «пришли» из сюжета «Мадонна на троне».
Giorgione - Pala di Castelfranco between 1503 and 1504

http://sh.uploads.ru/idT6u.jpg

Alina написал(а):

№ 9. Ой, сейчас дите мать задушит!  o.O  Интересно, зачем художник загородил пейзаж тряпкой? Для скорости сдачи заказа? :unsure:

Ага, я тоже посмеялась на этим удушающим жестом. :)
А тряпка, наверное, тоже из какого-то сюжета. :) Беллини любил сюжеты комбинировать. Смысл тряпки, ИМХО, тот же, что и у доски - отгородить Мадонну от земного мира. * чтоб не дуло :)

0

26

marc написал(а):

As if she is extending into our space, the Virgin Mary reaches over the marble parapet with her right hand.

Тогда согласна, музею виднее )

marc написал(а):

А резюме такое, что на этой странице форума триптих Бернардо Дадди оказывается одной из самых ранних работ в исследуемой теме - около 1335 года.

Дуччо из Метрополитена всё же пораньше был (1290-1300 гг.)
А Дадди - хороший аргумент против Джеймса Бека! Были таки парапетисты и во времена Дуччо! :)

0

27

В одной из приведенных выше работ Беллини на парапете одинокая груша. А мастерская Вероккьо разбросала у ножек бамбино розу и ягоды.
http://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/1/11/Workshop_of_Andrea_del_Verrocchio%2C_1470s_Metropolitan_Museum_N-Y.jpg

Bottega di Andrea del Verrocchio, Madonna col Bambino, 1470 circa, New York, Metropolitan Museum of Art

К тому же на картине два парапета.

Отредактировано marc (2015-04-18 05:57:11)

0

28

marc написал(а):

К тому же на картине два парапета.

Да, интересное замечание!

0

29

marc написал(а):

Дева Мария через мраморный парапет протягивает к зрителю благословляющую руку.

Глаза джоттовсккие, продолговатые. А поза то ли свободнее, то ли манернее, чем у Джотто, как мне кажется (Легги, не ругайся!). Жест руки очень интересный, приближающий Мадонну к миру зрителя.

marc написал(а):

мастерская Вероккьо разбросала у ножек бамбино розу и ягоды.

Удивительно, что у ребенка вроде круги под глазами. У Мадонны лицо такое утонченное. Кажется, мать и дитё совсем не связаны между собой, если не считать придерживающих рук Марии. Они и на зрителя не смотрят.

marc написал(а):

на картине два парапета

Терраса? :unsure:

0

30

Leggy написал(а):

Мадонна находится позади ниши, а ребёночек стоит на подоконнике.

Тогда, мне кажется, и книжную опору Мартини можно считать "подоконником". Правда, там не Мадонна, но у нее точно такая же рама. :music: 

Leggy написал(а):

Ширина планки достаточная, чтобы младенец оперся на неё одновременно коленом и ступнёй (правая нога).

Какой-то младенец-акробат получился. :whistle:  Если честно, я совершенно ничего не понимаю в перспективе. :hobo:

Leggy написал(а):

кажется, у Беноццо Гоццоли за спиной Мадонны что-то напоминающее обои в цветочек? Быть может, это райский сад (архаичная, но всё же природа)?

На иллюстрации не могу разглядеть, цветочки там или нет. :dontknow:

Leggy написал(а):

Парапет есть, иначе на чём стоят младенец и вазочка?

На том же, на чем и книга Мартини - на раме. :rolleyes:

Leggy написал(а):

В Вашингтоне.

Leggy написал(а):

Лица можно проверить в музее Метрополитен.

Ну вот, а мы решили, что если вдруг снова соберемся в США, то на запад - скалы смотреть. :smoke:

Leggy написал(а):

И ещё на этой картине у Беллини самый «неживой» младенец.

А мне он нравится даже больше, чем в №№ 4 и 5. :flirt:

Leggy написал(а):

И картина производит общее впечатление скорби, что (ИМХО) свойственно Мантенье, но не Беллини.

Не, по иллюстрации у меня другое впечатление: грустная решимость. В № 4, мне кажется, намного больше скорби, ребенок так вообще напуганный с бессильно повисшими ручками.

Leggy написал(а):

«Весельчак» Уччелло был в 1445 году.

Да, согласна. Хотя у Беллини движение выглядит намного реалистичнее, ИМХО.

Leggy написал(а):

но Иисус мне не нравится, особенно голова.

Это ты про №8. А чем голова этого Иисуса хуже, чем у того, который съел лимон (№ 5)?

Leggy написал(а):

Дадди - хороший аргумент против Джеймса Бека! Были таки парапетисты и во времена Дуччо!

Ага.  :yep:

0


Вы здесь » Проект "Флоренция" » Поговорим о Флоренции и об искусстве » Мадонна между подоконником и пейзажем