Один мой знакомый был бы доволен: он пернатых терпеть не может, борется с ними всеми известными способами на своем домашнем балконе))
Мне известен только один (гуманный) способ: махать руками и кричать кыш-кыш ))
Ну, ещё можно сделать остекление )
Проект "Флоренция" |
Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.
Вы здесь » Проект "Флоренция" » Поговорим о Флоренции и об искусстве » Опять в Милан слетаем ненадолго
Один мой знакомый был бы доволен: он пернатых терпеть не может, борется с ними всеми известными способами на своем домашнем балконе))
Мне известен только один (гуманный) способ: махать руками и кричать кыш-кыш ))
Ну, ещё можно сделать остекление )
Ну, ещё можно сделать остекление )
Самое разумное, но некоторые люди не любят простые решения.
Добавлю про Амброзиану (поясню свои негативные реплики).
Картон Рафаэля "Афинская школа" находится на реставрации. Его даже видно на расстоянии в одной из комнат, что позволяет сделать вывод: работы проводятся методом Леонардо (очень вдумчиво и неспешно). Основных персонажей можно рассмотреть на экране, где вам помогут их идентифицировать. Конечно, все это легко проделать сидя дома.)) Вообще, создалось впечатление, что галерея старается скрыть какую-то великую тайну. Возможно, поэтому в ней не разрешают фотографировать, чтобы потенциальные посетители не узнали о слабой коллекции. Особенно хочу отметить систему освещения, которая почти на всех картинах образует блики. Куда ни встань, часть изображения видна плохо. И не было впечатления, что на освещении экономят: явно потратили кучу денег, получив убогий результат. В музеях часто бывает прохладно, так как работает система кондиционирования. Амброзиана - одно из самых холодных мест в Милане. Хорошо ли подобное вымораживание для живописи? Для посетителей точно плохо. В книжный магазин, где можно купить описание музея и работ попадаешь уже при выходе. Наверное, логичнее предоставлять информацию при входе (и выходе). Ладно, вход и выход находятся в противоположных концах, поэтому трудно принять однозначно правильное решение. Аудиогид (тот, который в виде приложения для Samsung Galaxy) не очень удобен для использования, так как норовит куда-то перескочить и запуститься (его надо очень аккуратно держать в руках или блокировать кнопки). Английский вариант (русского нет) мне показался любительским с точки зрения произношения (IMHO). Маршрут обхода экспозиции довольно бестолковый - приходится колесить по этажам без особого смысла (IMHO).
Наверное, я придираюсь к мелочам, потому что галерея не оправдала наших ожиданий. На всякую ерунду можно закрыть глаза, но главная проблема остается: коллекция живописи не выше среднего уровня.
По прошествии нескольких дней помним очень мало картин. Одна из них - женский профильный портрет какого-то хорошего ломбардского художника.
PREDIS, Ambrogio de (?)
Portrait of a Woman
c. 1490
Oil on panel, 51 x 34 cm
Pinacoteca Ambrosiana, Milan
Возможно, поэтому в ней не разрешают фотографировать, чтобы потенциальные посетители не узнали о слабой коллекции.
Коллекция в Амброзиане, действительно слабая, но справедливости ради отмечу, что сильную в Брере тоже фотографировать не разрешают )
В книжный магазин, где можно купить описание музея и работ попадаешь уже при выходе.
О, там есть книжный магазин! А я и при выходе туда не попала. Точно помню, что из зала библиотеки сразу вышла на улицу. Улицу от зала отделяла только плотная чёрная штора. И где там может быть книжный магазин?
Аудиогид
Аудиогидов в моё посещение (2011 год) тоже не было. Да что там аудиогид и книжный магазин, во время моего посещения не было даже кассы! ) За столиком у лестницы в нижнем холле сидела тётенька, она взяла денежку, выдала одностраничный буклетик и объяснила, где найти местные фишки Караваджо с Леонардо.
Потом подошёл дяденька и предложил подвезти меня на лифте на второй (или не помню уже какой) этаж, там, где было начало экспозиции.
Каких-то особых холодов, кстати, я тоже не помню. На улице была жара и, возможно, прохлада мне даже понравилась )
Одна из них - женский профильный портрет какого-то хорошего ломбардского художника.
Хорошая картина, достойная авторства самого Леонардо )
что сильную в Брере тоже фотографировать не разрешают )
Разрешают (без вспышки), как и во всех крупных музеях, которые хотят себя рекламировать и заботятся о посетителях (или устали с ними бороться).
И где там может быть книжный магазин?
Налево от Караваджо))
Аудиогидов в моё посещение (2011 год) тоже не было
Прогресс налицо, лет через пять станут нормальным музеем (но хорошим ли?).
На улице была жара и, возможно, прохлада мне даже понравилась )
Надо взять на заметку: куда податься, если умираешь от жары!
Забыл добавить: билеты в пинакотеку очень дорогие И почему?
Наверное, про Амброзиану можно надолго забыть, но я опять вернусь к тому картону Рафаэля, с которого начал, так как в сентябре мы поедем в Рим.
Картон очень большой, насколько нам удалось увидеть (наверное, он соответствует нижней части фрески). Как я понял, он остался "живым", так как его не использовали при переносе изображения на стену. Верхняя архитектурная часть на нем отсутствует, но, пожалуй, самое главное отличие состоит в том, что на месте Гераклита-Микеланджело - пустое место. Сам себя Рафаэль тоже не нарисовал (если это он), и нет некоторых других второстепенных персонажей.
Попробуйте сравнить сами:
1 Зенон Китийский или Зенон Элейский
2 Эпикур
3 Фредерико II, герцог Мантуи
4 Аниций Манлий Торкват Северин Боэций или Анаксимандр или Эмпедокл Акрагантский
5 Аверроэс
6 Пифагор
7 Алкивиад или Александр Македонский
8 Антисфен или Ксенофонт
9 Гипатия (возлюбленная Рафаэля, Маргерита)
10 Эсхин
11 Парменид
12 Сократ
13 Гераклит Эфесский (Микеланджело)
14 Платон (Леонардо да Винчи)
15 Аристотель (держащий Никомахову этику)
16 Диоген
17 Плотин (Донателло)
18 Евклид или Архимед с учениками (Браманте)
19 Скорее всего, Гиппарх[3], по другим версиям Страбон или Заратустра
20 Клавдий Птолемей
21 Протоген (Содома и т.д.)
R Апеллес (Рафаэль)
https://ru.wikipedia.org/wiki/Афинская_школа
Надо заметить, что поиск современников Рафаэля - занятие творческое, легкомысленное и популярное в народе. Обычно рассматривание фрески сводится к идентификации "того парня в кепке" или "мужика с кустистой бородой". Выдвигать собственные версии не возбраняется, так как единственно правильной не существует. Скорее всего ошибаются и новички, и профессионалы - в той или иной степени. И те и другие развлекаются как умеют, изучая в меру способностей, возможностей и желания различных известных исторических личностей (разной степени древности).
Кстати, а кто это под номером 15 стоит рядом с Леонардо да Винчи? Наверное, какой-то очень важный современник Рафаэля и Леонардо
Разрешают (без вспышки)
Мне и тут не повезло ( в 2011 году не разрешали никак (
Забыл добавить: билеты в пинакотеку очень дорогие И почему?
Может, это и есть та самая тайна Амброзианы?
Сам себя Рафаэль тоже не нарисовал (если это он)
Чьё-то лицо там виднеется, но картон кажется обрезанным. В любом случае там кто-то должен быть, ведь 19 и 20 к кому-то обращаются.
амое главное отличие состоит в том, что на месте Гераклита-Микеланджело - пустое место
Возможно, Рафаэль ждал, когда Микеланджело слезет с лесов Сиксинской капеллы и придёт к нему попозировать?
Сегодня порадовался, вычитав у Росса Кинга, что Леонардо совсем не шифровал свои записи, а писал так, как ему было удобнее Я полностью согласен с автором: шифровать что-то зеркалированием глупо и неэффективно!
Кстати, если вам еще не надоели тесты, то можно провериться на знание Леонардо
Совсем недавно, этой весной, Академия Каррара в Бергамо вновь широко открыла свои двери для посетителей. Нам повезло, так как появилась счастливая возможность сюда съездить из Милана.
Ранее мы были на выставке Академии в Москве. По представленным экспонатам создалось впечатление, что и вся галерея очень достойная. И это оказалось действительно так. Приятно было видеть старых знакомых, но и новые нас не разочаровали. Единственное, что вызывало недоумение: среди картин совсем не было людей. Т.е. было много хороших портретов: от Беллини до Морони, но посетители отсутствовали как класс. И как, спрашивается, выжить даже хорошему музею в такой ситуации. Нам-то, конечно, было хорошо: никто не мешал, не отвлекал, не заслонял картины, но не факт, что галерея долго протянет по экономическим причинам. Возможно, бездомное существование с бесконечными турами по всему миру, которые собирали толпы народа, было намного более выгодным, несмотря на дополнительные накладные расходы.
Интересно было наблюдать, как скучающие без посетителей смотрители (как правило, молодые мужчины и женщины) сбивались в небольшие стайки, обсуждали какие-то свои проблемы (наверное, про поесть и выпить кофе), изредка поглядывая на нас. Если бы не некоторое разгильдяйство с их стороны, то мы бы почувствовали себя препарированными под микроскопом. Мне кажется, что наша неторопливость иногда вызывала некоторое недоумение – нет, просто непонимание, так как у нас были разные интересы. Правда, через полтора часа нам тоже захотелось попить кофе, после чего ситуация несколько сгладилась. Стали попадаться редкие залетные птицы, которые следовали своим непересекающимся курсом. Уже ближе к концу нашего визита в сети пинакотеки заплыл большой косяк туристов китайской внешности. Мы очень порадовались за галерею: теперь они сегодня заработают не только на кофе, но и на булочки. Наверное, все не так уж и плохо в их жизни. Нам-то хорошо, но обидно за хорошие маленькие итальянские музеи, которые в отличие от нескольких сильно раскрученных не избалованы посетителями. Перенести бы вас на некоторое время в Москву – вот была бы бомба! Очереди из желающих попасть внутрь гарантированы.
Не скажу, чтобы полупустая Брера вышибала у меня из глаз слезу, но Академия Каррара производила впечатление заколдованного царства, которое в любой момент может не проснуться, а исчезнуть навсегда. В общем, наша радость от подобной встречи с искусством была со слезами на глазах. Конечно, гулять в хорошем полупустом музее одно удовольствие, но в глубине сознания кристаллизируется неприятный вопрос: а долго ли они так протянут? Для Бреры нет большой беды: сюда всегда будут забегать любопытные дамочки, ищущие новых впечатлений после продолжительного шопинга, но не всякая птица долетит до Академии Каррары, расположенной в нижнем Бергамо, куда надо специально ехать или долго идти пешком (если вас уже занесло в этот город).
Что можно добавить к сказанному? Они приезжали к нам, чтобы порадовать своей коллекцией – теперь настало время нанести ответный визит и поддержать итальянское искусство не только добрым словом, но и благодатной еврой.
http://www.lacarrara.it/en/the-collection/
Оказывается не только ограблением, но и коллекционированием можно создать хорошую галерею. Нет ничего удивительного, что меценаты и собиратели пользуются здесь заслуженной славой. Их портреты висят, можно сказать, на стене почета.
http://www.lacarrara.it/en/the-collecti … ollectors/
Сама коллекция – это прежде всего венецианско-ломбардский сплав, который не заржавел за прошедшие века и, надеюсь, еще долго будет сверкать и радовать глаз любителя итальянского искусства (если, конечно, музей не закроют по экономическим соображениям)
Любители общественного транспорта могут добраться до Бергамо (если железнодорожники не бастуют) от миланского вокзала Порта Гарибальди или Чентрале. Далее вам предстоит долгая прогулка или короткая поездка на автобусе № 7. Не бойтесь – карабкаться в гору не придется – это Нижний город.
http://www.lacarrara.it/en/visitaci/how-to-reach-us/
Можно сказать, что к галерее мы были подготовлены, так как ходили на московскую выставку в ГМИИ. Пожалуй, если речь идет о любых требующих изучения достопримечательностях, плохо о них ничего не знать заранее. В таких случаях от подготовки бывает большая польза. С другой стороны, должно обязательно остаться что-то неисследованное, необсмотренное, чтобы было пространство и возможность для новых впечатлений и открытий. Нельзя только повторять то, что тебе однажды понравилось (и просто глупо сознательно наступать на одни и те же грабли). Любая поездка вносит в нашу детерминированную жизнь элемент случайности. Как бы вы ни придерживались расписания, плана и замысла, все равно что-то произойдет вопреки тщательной проработке. Конечно, вляпаться в неприятность во время поездки можно запросто – что с нами часто и происходит. Большое искусство уметь запланировать новые удовольствия, яркие впечатления и счастливые случайности. Подобные важные составляющие поездки нельзя пускать на самотек. Надо по возможности расставлять ловушки для приятных неожиданностей на каждом шагу. Не все они сработают, иногда попадется “невкусная дичь”, но надо стараться, чтобы законы больших чисел работали на вас. Для любителей итальянской живописи Академия Каррара – это тоже запланированная случайность, особенно, если вам повезло оказаться поблизости и поезда до Бергамо не отменили.
Как мы недавно узнали, Пальма Веккьо родился близ Бергамо, поэтому его по праву считают своим художником, и выставка, которая проходит близ Академии, совсем не случайна, а закономерна. К сожалению, посетить ее у нас не было времени, но есть ощущение, что мы пропустили очень важное событие в живописи Северной Италии. Надеюсь, что кому-то повезет больше, и мы все же узнаем из чужих уст, что же там было, и увидим чужими глазами колоритные венецианские картины.
http://palmailvecchio.it
http://palmailvecchio.it/art-exhibition … n/?lang=en
Кажется, почти вчера, хотя на самом деле прошел примерно год, мы были на выставке Академии Каррара в Москве. Некоторые впечатления и картины вы найдете здесь:
На выставку должны сходить мы
Сегодня порадовался, вычитав у Росса Кинга, что Леонардо совсем не шифровал свои записи, а писал так, как ему было удобнее Я полностью согласен с автором: шифровать что-то зеркалированием глупо и неэффективно!
Шифровал или не шифровал, но не мог не понимать, что со стороны его записи выглядят зашифрованными. Кроме того, как пишут "Дилетанты", Леонардо был бисексуалом ой! амбидекстром ) Значит, ему было удобно и так, и эдак. И значит, у него был выбор: писать понятно или завуалиарованно. Почему он предпочёл писать завуалированно?
Кстати, если вам еще не надоели тесты, то можно провериться на знание Леонардо
10 из 11
про изобретение, реализованное при жизни, не знала, выбрала катапульту )
тест на знание Леонардо - только 10 - обидно, промашку дал с аэропортом.
Зато теперь знаю автора - болгарский скульптор Ассен Пейков. Вот вам две картинки.
На первой все ясно: автор и фрагменты скульптуры в процессе перевозки.
Другая картинка: Ассен Пейков целует - угадайте кого...
тест на знание Леонардо - только 10 - обидно, промашку дал с аэропортом.
Хорошие выстрелы и странная осечка
Конечно, место Леонардо в Мальпензе (т.е. в Милане), а с Римом отношения у него совсем не сложились. Примерно такую мысль Аркадий Ипполитов высказывал.
Другая картинка: Ассен Пейков целует - угадайте кого...
Вроде, не Софи Лорен
ой! амбидекстром ) Значит, ему было удобно и так, и эдак. И значит, у него был выбор: писать понятно или завуалиарованно. Почему он предпочёл писать завуалированно?
Сомнительно, что Леонардо переучивали, так как его образованием никто серьезно не занимался. Микеланджело и Себастьяно дель Пьомбо от рождения были левшами, но, наверное, получали подзатыльники от родителей или наставников, поэтому научились хорошо пользоваться правой рукой. Опять же, сошлюсь на Росса Кинга и соглашусь с ним: левше удобнее писать справа налево. Неправильные левши пачкают руки, затирая написанное. Если Леонардо прилагал усилия "зашифровывая" свои труды, то он зря старался, так как его прочитать может почти каждый дурак (знающий язык), посмотрев на бумажку с другой стороны на свет или с помощью зеркала. Не сомневаюсь, что Леонардо мог бы использовать более эффективный метод сокрытия информации (типа стенографии, с заменой символов и т.д.). Вывод: ему было удобно писать (а не шифровать) левой рукой зеркально.
Если Леонардо прилагал усилия "зашифровывая" свои труды, то он зря старался, так как его прочитать может почти каждый дурак (знающий язык), посмотрев на бумажку с другой стороны на свет или с помощью зеркала.
Он мог шифроваться от случайных читателей, от любопытных взглядов. Или просто тренировать руки и полушария )
А письма он как писал? Допустим, то письмо Людовику Сфорца, в котором перечисляет свои умения? Есть об этом у Кинга? )
И как, спрашивается, выжить даже хорошему музею в такой ситуации.
Продали парочку Морони и можно жить припеваючи
А если серьёзно, судя по всему Каррара не только выживает, она ещё ремонтируется и развивается!
Википедия
Музей продолжил увеличивать свою коллекцию за счёт покупок и пожертвований. В 2006 г. коллекция насчитывает 1800 полотен периода 15-го — 19-го веков, работы таких мастеров, как Пизанелло, Боттичелли, Беллини, Мантенья, Рафаэль Санти, Морони, Баскенис, Галгарио, Тьеполо, Каналетто и Пиччо.
А подобная ситуация с посетителями во многих малых музеях. Например, в этот раз в Монтефалько на Беноццо Гоццоли мы любовались в одиночестве. Не знаю, зачем итальянцам нужны художественные музеи почти в каждом городке, если они не популярны, но хорошо, что они есть.
В общем, наша радость от подобной встречи с искусством была со слезами на глазах.
Трогательно, но я думаю, что вы преувеличиваете зависимость экономики музея от количества посетителей. Вполне возможно, что провинциальные городские музеи существуют не только на выручку с билетов. Например, если музеем управляет город, он дотирует деятельность.
Можно грубо посчитать экономику Каррары) Как вы думаете, сколько сотрудников в этом музее и какие у них з/п?
Большое искусство уметь запланировать новые удовольствия, яркие впечатления и счастливые случайности. Подобные важные составляющие поездки нельзя пускать на самотек. Надо по возможности расставлять ловушки для приятных неожиданностей на каждом шагу. Не все они сработают, иногда попадется “невкусная дичь”, но надо стараться, чтобы законы больших чисел работали на вас.
Кажется, я уже рассказывала про свой визит в Каррару? Повторюсь.
Я туда приехала, когда музей закрылся на ремонт. Кажется, это было в 2010 или в 2011 году. Про ремонт я, разумеется, не знала, и даже не подумала о том, что он может случиться как раз под мой визит ) Приехали, как-то неудобно припарковались на соседней улочке, муж задержался у машины, а я направилась в музей. Захожу в холл - никого нет, абсолютно пустой холл, помню светлый мраморный (или плиточный пол) и посредине лежит большой лист фанеры. Хожу, ищу кассу )) Вдруг, идёт рабочий (я приняла его за служащего музея), я к нему, он и объяснил мне, что музей закрыт на ремонт, а коллекция частично выставлена в верхнем городе.
Расстроилась, конечно, но мы хотя бы ноги не утруждали, сели в машину и поехали наверх.
Кстати, несмотря на то, что выставка из коллекции Каррары располагалась в одном из зданий на центральной площади верхнего города, мы были там единственными посетителями. Выставка занимала один довольно большой зал. Удивило количество служащих на выставке, по крайней мере их было человек 5. И как минимум двое из них неотступно следовали за нами по мере нашего продвижения по залу. То ли скучно им было, то ли такие инструкции, то ли фотоаппарат на моей шее их смутил ) Фотографировать, разумеется, не разрешили ) Поэтому, я купила у них открыточки с картинами.
Вроде, не Софи Лорен
Ага, это Сильвана Пампанини.
. . .
Конкурс Чайковского можно смотреть напрямую
http://tch15.medici.tv/ru/
А подобная ситуация с посетителями во многих малых музеях. Например, в этот раз в Монтефалько на Беноццо Гоццоли мы любовались в одиночестве. Не знаю, зачем итальянцам нужны художественные музеи почти в каждом городке, если они не популярны, но хорошо, что они есть.
Да, маленькие провинциальные музеи всегда пустуют. Наверное, для нас контраст оказался очень сильным после Флоренции. С точки зрения посетителя мы довольны сложившейся ситуацией. Что касается Милана, то ажиотажа не было даже в Брере. Возможно, часть народа оттянула на себя выставка EXPO (там же про более важные вещи - про еду! ), а мы боялись, что увеличение народа в Милане приведет к очерелям в галереи. Оказывается, зависимость между общим количеством людей и любителями искусства очень слабая. Полупустая Брера - кайф, а вот за пустынную Академию Каррара действительно стало обидно.
Можно грубо посчитать экономику Каррары) Как вы думаете, сколько сотрудников в этом музее и какие у них з/п?
Думаю, примерно десяток сотрудников, которые активно пасут посетителей. Скажем, при зарплате 1000 евро в месяц им надо набирать 10000 евро в месяц, что составит 333 евро в день (при ежедневной работе). Очень сомневаюсь, что ежедневно приходит 33 "коровы", из которых можно "надоить" по 10 евро. Дело, правда, не только в деньгах, которые можно выручить за билеты: интерес к старинной живописи очень слабый. Создается впечатление, что ходишь смотреть на динозавров, которые скоро вымрут (ИМХО). Исключение составляют отдельные сильно распиаренные места. Наверное, политика в области музейного дела в Италии тоже виновата: делался упор на концентрацию и централизацию шедевров в отдельных музеях. Замечу, что Академия Каррара - музей всемирно известный, но есть еще маленькие и слабенькие коллекции, у которых нет даже теоретических шансов стать популярными.
Я туда приехала, когда музей закрылся на ремонт
Это пример несчастливой случайности, которые никак нельзя исключить из нашей жизни
он и объяснил мне, что музей закрыт на ремонт, а коллекция частично выставлена в верхнем городе.
Отучили народ от посещения - теперь пожинают плоды (фиги). А ведь даже рыбу желательно прикармливать, чтобы был хороший улов!
Удивило количество служащих на выставке, по крайней мере их было человек 5. И как минимум двое из них неотступно следовали за нами по мере нашего продвижения по залу. То ли скучно им было, то ли такие инструкции
У нас и в родных стенах была похожая ситуация, но соотношение смотритель/посетитель еще немного подросло.
Он мог шифроваться от случайных читателей, от любопытных взглядов. Или просто тренировать руки и полушария )
А письма он как писал? Допустим, то письмо Людовику Сфорца, в котором перечисляет свои умения? Есть об этом у Кинга? )
Интересно, кем можно считать печатающих на компьютере двумя руками, и насколько это полезно для мозгов
Думаю, что письма Леонардо писал таким образом, чтобы их удобнее было читать, а личные записи делал так, чтобы удобнее и комфортнее было писать.
Конкурс Чайковского можно смотреть напрямую
http://tch15.medici.tv/ru/
Спасибо! Полезная ссылка!
Оказывается, зависимость между общим количеством людей и любителями искусства очень слабая.
В этом смысле очень показательна пинакотека Ватикана. В станцах Рафаэля и Сикстинской капелле столько туристов, что яблоку упасть негде, а в пинакотеку редкий любитель живописи забредает.
К слову: я недавно познакомилась с одним теннисистом, который в Ватикане обучал теннису посла Ватикана. Он нашим соседом оказался, в соседнем подъезде живёт. Ему лет 70 и он управляет своими теннисными кортами. Я ему говорю: "Ой, Вы, наверное, и Скалу Реджу видели?" А он отвечает, мол видел только теннисный зал и бассейн, и никаких скал )))
Думаю, примерно десяток сотрудников, которые активно пасут посетителей.
Это - в кадре, и ещё как минимум столько же за кадром. Не, на одних билетах всех не прокормить А я обратила внимание на сайт Каррары, где на первой странице нынешние спонсоры прописаны. Есть и известные компании.
Отучили народ от посещения - теперь пожинают плоды (фиги). А ведь даже рыбу желательно прикармливать, чтобы был хороший улов!
Тут как посмотреть. Если рыба - зрители, то выездные выставки и демонстрация коллекции в центре Бергамо, наоборот, вроде должны были стать прикормом? ) Вот вы, например, если бы не выставка Каррары в Москве, может, и не поехали бы Бергамо )
Интересно, кем можно считать печатающих на компьютере двумя руками, и насколько это полезно для мозгов
Ну, хорошо, про пользу для мозгов сказать трудно, но письмо двумя руками определённо развивает человека, как и любое умение, будь то десятипальцевая печать или игра на фортепиано.
Думаю, что письма Леонардо писал таким образом, чтобы их удобнее было читать, а личные записи делал так, чтобы удобнее и комфортнее было писать.
Это мнение мне кажется не более доказательным, чем следующее: письма Леонардо писал таким образом, чтобы их удобнее было читать другим, а личные записи так, чтобы другим читать было неудобно.
Тут важна точка отсчёта. Если Леонардо был левшой, а писать правой его переучили (научился сам), тогда - да, скорее всего левой ему было писать удобнее. Но если он (от рождения) в равной степени владел левой и правой, тогда удобство - вообще не аргумент (и так, и так удобно же!). Если он был амбидекстром, вполне возможно, что причина его зеркальных записей - конспирация.
В этом смысле очень показательна пинакотека Ватикана. В станцах Рафаэля и Сикстинской капелле столько туристов, что яблоку упасть негде, а в пинакотеку редкий любитель живописи забредает.
В Ватикане туристов прямо-таки загоняют в Сикстинскую капеллу (почти как баранов). Хорошо, что есть тихие заводи типа пинакотеки и прочих скульптурных коридоров.
Дорогие туристы, не ходите в музеи Ватикана! В Риме у вас есть большой выбор, чем заняться; это вам не маленькая Флоренция, где никуда не спрячешься от проклятого искусства!
А он отвечает, мол видел только теннисный зал и бассейн, и никаких скал )))
И хорошо: зачем создавать толпу, если нет потребности к подобному досугу. Я без иронии: у людей разные интересы.
Это - в кадре, и ещё как минимум столько же за кадром. Не, на одних билетах всех не прокормить
Интересно, какая ежедневная выручка от продажи билетов в ГМИИ. Мне кажется, они взяли курс на коммерциализацию и самоокупаемость. Также возникает вопрос: соотношение любителей искусства (старинной живописи) к обычным людям отличается в Москве и Милане, или оно везде примерно одинаковое? (я специально решил сравнить два больших города на букву "М").
Тут как посмотреть. Если рыба - зрители, то выездные выставки и демонстрация коллекции в центре Бергамо, наоборот, вроде должны были стать прикормом? ) Вот вы, например, если бы не выставка Каррары в Москве, может, и не поехали бы в Бергамо )
С выставками у нас сложные отношения. Понимаем, что ГМИИ без них не прожить - даже не с точки зрения денег, а больше из необходимости усиления экспозиции. Да, выставка Академии, наверное, нас и сподвигла на поездку в Бергамо.
Не всегда нам нравится переплачивать за входные билеты, если мы специально не нацелились на конкретную выставку (это ощущение часто появляется в относительно крупных итальянских музеях, где и так есть что посмотреть). Замечено, что в Италии (где много всего интересного без дополнительных усилий) выставки, как правило, пользуются популярностью. И местный и приезжий народ на них ходит. Наверное, срабатывает фактор новизны, обильно сдобренный рекламой. У нас же в Москве западноевропейской живописи мало, поэтому интерес к заезжим гастролерам усиливается. В общем, выставка - главный способ зарабатывания денег на входных билетах.
Но если он (от рождения) в равной степени владел левой и правой
Амбидекстри́я (от лат. ambi — «оба» и лат. dexter — «правый») — врождённое или выработанное в тренировке равное развитие функций обеих рук, без выделения ведущей руки, и способность человека выполнять двигательные действия правой и левой рукой с одинаковой скоростью и эффективностью
Я вижу, этот ужасный термин покрывает все варианты! Любого левшу можно назвать амбидекстром (учитывая, что ему приходится часто задействовать и правую руку)! Качество может быть врожденное или приобретенное - все годится!) А бывают ли амбисинистеры?
Давно обещал выложить описание Тайной вечери Стендалем. Вполне жизнеспособная версия!
ГЛАВА XLV. ЛЕОНАРДО В МОНАСТЫРЕ ДЕЛЛЕ ГРАЦИЕ
Не могу себе представить, чтобы вы не знали этой картины; это оригинал превосходной гравюры Моргена.
Нужно было изобразить тот трогательный момент, когда Иисус, если его рассматривать только как молодого философа, окруженного незадолго до смерти своими учениками, сказал им с глубоким чувством: “Истинно говорю вам, что один из вас предаст меня”. Столь любящее сердце было, конечно, глубоко уязвлено при мысли, что в числе двенадцати избранных им друзей, вместе с коими он скрывался от несправедливого преследования и коих в этот день он захотел собрать за братской трапезой (символ единения душ и вселенской любви, которую он желал водворить на земле), что в их числе нашелся все же предатель, решивший за деньги выдать его врагам. Столь возвышенная и кроткая скорбь, чтобы найти себе выражение в живописи, требовала простейшего размещения частей, которое позволило бы вниманию вполне сосредоточиться на словах Иисуса, произносимых им в эту минуту. Нужно было придать большую красоту головам учеников и редкое благородство всем их движениям, чтобы дать почувствовать, что вовсе не низменный страх смерти вызывал скорбь у Иисуса. Если бы он был человеком грубым, он не стал бы терять времени, предаваясь опасной мечтательности, а заколол бы Иуду кинжалом или, по крайней мере, бежал бы с преданными ему учениками.
Леонардо да Винчи понял, какая небесная чистота и глубина чувств проявилась в этот момент в поступках Иисуса: удрученный несравненной низостью столь гнусного дела и видя, что люди до такой степени злы, он перестает дорожить жизнью и находит более для себя отрадным предаться божественной грусти, наполняющей его душу, нежели заботиться о сохранении горестной жизни, которую пришлось бы и впредь проводить вместе с неблагодарными. Иисус видит, что его теория вселенской любви опровергнута. “Я ошибся, — думает он, — я судил о людях по себе”. Он полон такой кроткой печали, что, обращая к ученикам эти горестные слова: “Один из вас предаст меня”, — он не в силах взглянуть ни на одного из них.
Он сидит за длинным столом, одна сторона котоpoгo, противоположная окну и обращенная к зрителю, оставлена пустой. Св. Иоанн, тот из учеников, которого он любил больше всех, сидит по правую руку от него; рядом с Иоанном — св. Петр; за ним — бессердечный Иуда.
Благодаря тому, что одна сторона стола осталась незанятой, зритель свободно охватывает взором все персонажи. Выбран момент, когда Иисус договаривает свои горькие слова, и первый порыв негодования выражается на всех лицах.
Иоанн, удрученный тем, что он узнал, прислушивается, однако, с некоторым вниманием к словам Петра, который с жаром сообщает ему свои подозрения относительно одного из апостолов, сидящего справа от зрителя.
Иуда, наполовину обернувшись, старается рассмотреть Петра и узнать, о ком так горячо он говорит, и в то же время принимает уверенный вид и готовится решительно отвергать всякие обвинения. Но он уже разоблачен. Св. Иаков Алфеев, протянув руку через плечо св. Андрея, предупреждает Петра, что предатель с ним рядом. Андрей с ужасом глядит на Иуду. Св. Варфоломей, сидящий в самом конце стола, слева от зрителя, встал, чтобы лучше рассмотреть предателя.
Слева от Христа св. Иаков клянется, что он ни в чем не повинен, делая жест, свойственный всем народам; он раскинул руки и выставил беззащитную грудь. Св. Фома встает с места, быстро подходит к Иисусу и, подняв вверх палец правой руки, как будто спрашивает спасителя: “Один из нас?” Это одна из вынужденных подробностей, которые напоминают нам, что живопись — искусство земное. Жест этот был необходим, чтобы объяснить непросвещенным людям данное положение, чтобы они поняли, какие слова были произнесены. Но в нем нет того душевного благородства, которым должны отличаться друзья Иисуса. Что из того, что он сейчас будет предан одним или двумя из своих учеников? Нашлась черная душа, решившаяся предать столь любимого учителя, — вот, конечно, мысль, которая удручает каждого из них; а вслед за ней возникает другая мысль: “Я больше его не увижу”, — и третья: “Как спасти его?”
Св. Филипп, самый младший из апостолов, со всей простотой и искренностью подымается с места, чтобы поклясться в своей верности. Св. Матфей повторяет ужасные слова св. Симону, который отказывается поверить им. Св. Фаддей, который их повторил ему первый, указывает ему на св. Матфея, слышавшего их, так же как и он. Св. Симон, последний из апостолов справа от зрителя, как будто восклицает: “Как можете вы говорить такую ужасную вещь!”
Но чувствуется, что все, кто окружает Иисуса, — лишь ученики, и, осмотрев по порядку всех действующих лиц, вы вскоре вновь обращаете взор к их божественному учителю. Благородная скорбь, которая его удручает, заставляет сжаться сердце. Душа созерцает одно из великих бедствий человечества — предательство под видом дружбы. Чувствуется, что недостает воздуха, чтобы дышать; недаром художник изобразил отворенными и двери и оба окна в глубине помещения. Глаз видит в отдалении мирный деревенский пейзаж, и этот вид успокаивает. Сердце нуждается в безмолвном покое, который царил вокруг Сионской горы, где Иисус любил собирать своих учеников. Вечерний свет, угасающие лучи которого падают на пейзаж [Now fades the glimmering landscape on the sight. [Теперь бледнеет перед взором слабо освещенный пейзаж (англ.).] Грей.], окрашивает его грустью, соответствующей состоянию зрителя. Он ясно понимает, что это последний вечер, который проведет на земле друг человечества. Завтра, лишь только зайдет солнце, он перестанет жить.
Несколько человек будут одного со мною мнения относительно этого дивного произведения Леонардо да Винчи, большинству же мои мысли покажутся вычурными; я прекрасно сознаю это. Прошу это большинство закрыть книгу. Если мы лучше узнаем друг друга, наша взаимная антипатия лишь усилится. Можно без труда найти в других обзорах истории живописи более точные описания, в которых тщательно отмечен цвет плащей и одежды каждого из учеников [“Del Cenacoio” и т. д. Джузеппе Босси, 1812.], если угодно, можно любоваться тем, как замечательно переданы складки на скатерти
Интересно, какая ежедневная выручка от продажи билетов в ГМИИ. Мне кажется, они взяли курс на коммерциализацию и самоокупаемость. Также возникает вопрос: соотношение любителей искусства (старинной живописи) к обычным людям отличается в Москве и Милане, или оно везде примерно одинаковое? (я специально решил сравнить два больших города на букву "М").
Думаю, ГМИИ вполне способен выживать за счёт выручки с билетов, выставок, лекций, экскурсий и т.д.
Но и спонсоров у музея достаточно.
Что касается городов на букву "М"...)
ИМХО, если русских изъять из миланских музеев, они значительно опустеют ) равно, как и Монтенаполеоне )
А бывают ли амбисинистеры?
Наверное, бывают. Про них ещё говорят, что у них "руки не оттуда растут" ))
Если бы он был человеком грубым, он не стал бы терять времени, предаваясь опасной мечтательности, а заколол бы Иуду кинжалом или, по крайней мере, бежал бы с преданными ему учениками.
У Стендаля выходит, что Иисус не бежал с преданными ему учениками потому, что разочаровался в их преданности.
Леонардо да Винчи понял, какая небесная чистота и глубина чувств проявилась в этот момент в поступках Иисуса: удрученный несравненной низостью столь гнусного дела и видя, что люди до такой степени злы, он перестает дорожить жизнью и находит более для себя отрадным предаться божественной грусти, наполняющей его душу, нежели заботиться о сохранении горестной жизни, которую пришлось бы и впредь проводить вместе с неблагодарными.
Не нравится мне этот вывод, хотя, может, он и верный. Не нравится обобщение: согрешил один - наказать всех, в том числе тех, кто любит и предан.
Он полон такой кроткой печали, что, обращая к ученикам эти горестные слова: “Один из вас предаст меня”, — он не в силах взглянуть ни на одного из них.
И почему, вместо того, чтобы прямо указать на предателя, Иисус сказал: «Один из вас…»?
Чтобы испытать совесть каждого? Каждый задал себе вопрос «смогу ли я предать?», и, возможно, ни один не ответил на этот вопрос твёрдо отрицательно. Человек слаб, и есть разные обстоятельства… Но одно дело предательство из-за денег, другое – например, под страхом смерти.
У Леонардо вопрос «не я ли?» преобладает у тех, кто сидит по левую руку от Иисуса.
А другая сторона задалась вопросом «кто?». Этот вопрос тоже рождает не самые лучшие чувства среди учеников - подозрение и недоверие.
Несколько человек будут одного со мною мнения относительно этого дивного произведения Леонардо да Винчи, большинству же мои мысли покажутся вычурными; я прекрасно сознаю это. Прошу это большинство закрыть книгу. Если мы лучше узнаем друг друга, наша взаимная антипатия лишь усилится. Можно без труда найти в других обзорах истории живописи более точные описания, в которых тщательно отмечен цвет плащей и одежды каждого из учеников [“Del Cenacoio” и т. д. Джузеппе Босси, 1812.], если угодно, можно любоваться тем, как замечательно переданы складки на скатерти
И за что он так бедных читателей? ИМХО, от этого абзаца веет снобизмом. И сразу прикидываешь, кто ты – большинство или меньшинство )
Что касается складок…их ещё поди разгляди на осыпавшейся-то фреске )
Думаю, ГМИИ вполне способен выживать за счёт выручки с билетов, выставок, лекций, экскурсий и т.д.
Мне тоже так кажется. Там пахнет большими деньгами
ИМХО, если русских изъять из миланских музеев, они значительно опустеют ) равно, как и Монтенаполеоне )
Ну, процентов 20 потеряют. Я бы не сказал, что cреди русских все большие любители живописи, но в среде серьезно увлекающихся шопингом дамочек попадаются любознательные натуры, которые (по инерции) заскакивают в Бреру или Польди Пеццоли.
Наверное, бывают. Про них ещё говорят, что у них "руки не оттуда растут" ))
Говорят, что явление очень распространенное (в отличие от амбидекстров)
Не нравится обобщение: согрешил один - наказать всех, в том числе тех, кто любит и предан.
Иисус разочаровался в человеках и поступил как человек
И за что он так бедных читателей?
Стендаль стал продвинутым дилетантом и смотрит на рядовых любителей свысока
но в среде серьезно увлекающихся шопингом дамочек попадаются любознательные натуры, которые (по инерции) заскакивают в Бреру или Польди Пеццоли.
ну, вот, это уже не в первый раз подобное высказывание!
"Быть можно дельным человеком и думать о красе ногтей". Ещё Пушкин понимал, что одно другому не мешает )
Уверена, что в Милане бывает много дамочек и господ, увлекающихся искусством и архитектурой, которые (по инерции) заскакивают на Монтенаполеоне ))
Ла Скала, Брера, Амброзиана, Сфорцеско, Польди-Пеццоли, Тайная Вечеря, Миланский Собор, да и вся окрестная Ломбардия - против Гуччи, Версаче и Дольче Габбана?
Говорят, что явление очень распространенное (в отличие от амбидекстров)
Иисус разочаровался в человеках и поступил как человек
Не, мне кажется, что человеки как раз поступили бы "грубо", как сказал Стендаль. Закололи бы Иуду или убежали, чтобы спасти жизнь. А Иисус, ИМХО, поступил, как небожитель: чем жить на земле среди недостойных, лучше вознестись.
Академия Каррара необычайно сильна своими портретами. Для небольшой галереи здесь собралось очень много живых лиц. Такого количества и качества Морони я не видел нигде. Во многих галереях находятся по паре его портретов, которые обычно можно назвать хорошими, но только в Карраре (т.е. в Бергамо) – самое лучшее, а не просто достойное.
Правда, начинается все не с Морони, а с Пизанелло, которого не пытаются откладывать на потом, а сразу выкладывают для осмотра. На репродукциях большинство профильных портретов выглядят очень плоскими, и в жизни – тоже, но это не относится к Лионелло д'Эсте, который чрезвычайно фактурный (даже больше 3D), что позволяет задействовать почти все органы чувств зрителей (и зрительниц). Можно сказать, он цветет и пахнет! Наверное, некоторые ценители живописи захотят потрогать плечо маркиза. Возможно, самые экспансивные любительницы искусства пожелают прикоснуться к его лицу (или хотя бы понюхать цветы).
Portrait of Leonello d’Este
c. 1444
Tempera on wood, 26 x 18 cm
Accademia Carrara, Bergamo
Мадонна Мантеньи, как мне показалось, выглядит очень убедительно: задумчивая, сосредоточенная, с простым и внушающим доверие лицом матери. От него трудно оторвать взгляд, хотя дело, возможно, и не в красоте. В чем же тут секрет? Посетителям предлагают сравнить ее с мадонной Беллини. Вот кто на свете всех милее – всех прекрасней, белее и золотистее! Зато у Мантеньи мадонна с характером! И какая у нее красивая рука!
MANTEGNA, Andrea
Madonna and Child
c. 1480
Tempera on canvas, 43 x 31 cm
Accademia Carrara, Bergamo
BELLINI, Giovanni
Madonna with the Child
1460-64
Tempera on panel, 47 x 34 cm
Accademia Carrara, Bergamo
В общем, из первых залов Академии трудно уйти быстро, так как для каждого здесь найдется причина задержаться. Смотрители уже с подозрением поглядывают на вас!
Во времена Джованни Беллини и Джорджоне жил и трудился один скромный венецианский художник - Марко Базаити. Известно о нем очень мало, хотя во многих музеях есть его картины (но больше всего в Венеции). Если бы он не подписал свою работу, то искусствоведы сломали бы голову, пытаясь определить автора (и с большой вероятностью ошиблись и обманули нас). Мне кажется, что портрет дворянина в черном получился отличным во всех отношениях, так как, в том числе, выделяется из ряда других работ в этом жанре. Не знаю, случилось ли что-то с фоном картины, но аристократ своей белой сорочки не замарал (возможно, ее долго и упорно "отстирывали" реставраторы). Его пытливый и интеллигентный взгляд свидетельстует об уме, образованности и хороших манерах. Наверное, так и выглядели знатные венецианцы, имеющие склонность к наукам и искусствам.
Портрет дворянина в чёрном. 1521г.
https://ru.wikipedia.org/wiki/Базаити,_Марко
Наверное, некоторые ценители живописи захотят потрогать плечо маркиза. Возможно, самые экспансивные любительницы искусства пожелают прикоснуться к его лицу (или хотя бы понюхать цветы).
Может, маркиз не желает, чтобы к нему прикасались? ) или нюхали его цветы ) Он отвернулся в сторону, будто всё происходящее его не касается.
Зато у Мантеньи мадонна с характером!
И что можно сказать о её характере? Какой он?
Я какого-то особенного характера не заметила. Вижу только скорбь, выраженную скорбными морщинками у рта. Косметологи знают, что такое морщины скорби, и Мантенья, похоже, знал) Ну, и закатившиеся глаза младенца говорят о том, что скорбь обоснована.
Но в целом я согласна, что Мадонна Мантеньи более харизматичная, чем у Беллини. В беллиниевской ещё я вижу диссонанс между живостью позы младенца и отрешённым выражением его глаз. Пяткой младенец уже перепрыгнул в Ренессанс, а глазами – ещё в Средневековье )
Если бы он не подписал свою работу, то искусствоведы сломали бы голову, пытаясь определить автора (и с большой вероятностью ошиблись и обманули нас).
Если бы спросили у меня, я бы приписала этот портрет Лоренцо Лотто. Базаити с Лотто у одних учителей учились.
Может, маркиз не желает, чтобы к нему прикасались? ) или нюхали его цветы ) Он отвернулся в сторону, будто всё происходящее его не касается.
Маркиз уже не волен распоряжаться своей судьбой: он стал публичной личностью на века! А повернулся профилем он, чтобы выгоднее себя показать
И что можно сказать о её характере? Какой он?
Я какого-то особенного характера не заметила
По-моему, у нее сильный характер женщины, которая твердо стоит на ногах и способна постоять за себя и своего ребенка. Есть в ее лице что-то цыганское, хотя волосы и светлые. Мадонна Беллини витает в облаках, на ее безмятежном лице трудно прочитать эмоции - разве что легкую грусть (с примесью скуки) женщины, засидевшейся в отпуске по уходу за ребенком. Великую скорбь у мадонны Мантеньи я тоже не заметил. Возможно, художник ее встретил во время "отдыха на пути в Египет". Ей вполне удается справиться со своим малышом, как бы тот ни закатывал глаза. У Беллини ребенок выходит из под материнского контроля. Проблема отдаления ребенка от своих родителей (матери) по мере его взросления может рассматриваться и вне религиозного контекста. Обе картины, конечно, очень хороши.
А повернулся профилем он, чтобы выгоднее себя показать
Наверное, он полагает, что у него красивые уши ))
Вы здесь » Проект "Флоренция" » Поговорим о Флоренции и об искусстве » Опять в Милан слетаем ненадолго