Решила завершить тему самой любимой из виденных вживую «Мадонн».
Ради этой (и ещё двух) картин я каждый раз, попадая в Дрезден хоть на несколько часов, обязательно заходила в Галерею, чтобы опять зарядиться уже знакомыми ощущениями.
Мать погрузилась в нелёгкие мысли, она знает, что ждёт её дитя, но она идёт к нам, людям, за которых Иисус и будет страдать, и несет нам свою кровиночку. Она не плачет, не горюет, она все приняла, идёт легко и в то же время торжественно. От стремительности движения отлетела пола синего верхнего одеяния, ветер надул головную накидку, образуя её краем вместе с телом Христа неправильный овал и придавая дополнительную динамичность фигуре женщины. Она опять слишком, идеально, красива, но её чувства так сложны и глубоки, что эта нереальная пригожесть не вызывает протеста, понимаешь, что это не простая мать, это Богиня, снисходящая до человечества и дарующая ему своё дитя. Золотистый шарф перекинут через плечо, украшений нет, но одежда из ярких, дорогих тканей. Царица небесная и в то же время женщина, жертвующая самым дорогим. Она крепко и совершенно реалистично прижимает к себе ребёнка, который прислонился головкой к материнской щеке.
Очень интересен Христос. На первый взгляд – обычный нормальный ребенок, без претензий на всякие благословления или принимание поклонения. Язык не повернётся назвать его лицо недетским. Но сколько мудрого понимания и терпения в его взгляде, направленном на нас! Он знает, насколько мы несовершенны, но тоже готов к своей судьбе – ради грешных, суетных людей! Волосики трогательно спутались, распушены ветром.
Честно признаюсь, что всё окружение мне не по душе. Мешают фигуры подобострастного шестипалого Сикста и – особенно – жеманной безразличной Варвары, кокетливо потупившей глазки. Кажутся лишними занавес наверху, проглядывающие сквозь окружающие облака призрачные головки и легкомысленные ангелочки внизу, они сбивают торжественность и глубину чувства. Ну разве только правый из последних симпатичен, наивно-серьёзный, с разметавшимися волосами.
Написала и поняла, что начиная с Леонардо (не считая его раннего) искусство, по-видимому, ставило перед собой уже другие задачи. Оно уже вплотную приблизило изображение Мадонны к обычной женщине, воспело человеческие материнские чувства, и двинулось дальше, возбуждая более высокие, сложные и сильные эмоции! И, вновь обожествляя Богоматерь, Рафаэль несет нам высшие гуманистические идеи. Но «Мадонну в гроте» все равно не понимаю.
А какая Мадонна у вас любимая?
Отредактировано Alina (2012-11-13 12:43:17)