Lucrezia написал(а):Алина, эту картину недавно не реставрировали? Очень уж яркие (ядовитые) краски
Я не встречала упоминаний о недавней реставрации, но даже если она была, сомневаюсь, что при современном деликатном подходе могли сильно измениться краски. Они даже не ядовитые, а очень темные, тени тяжелые и резкие, если не сказать грубые. На wga как раз об этом и пишут, что такая светотень вызывала сомнения в авторстве Леонардо.
Lucrezia написал(а):Загрузила работу из Лувра, она сильно отличается по колориту от лондонской.
К сожалению, не помню луврский вариант. Дело в том, что цвета очень зависят от репродукции. В купленной мной книжке светотень гораздо мягче, прозрачнее, чем в реале, примерно как на репродукции wga, которую я привела, только тона теплее. Сейчас мне кажется, что действительные краски ещё темнее, чем на сайте Национальной галереи.
Lucrezia написал(а):Может, поэтому она тебе не понравилась?
Ты права, это было одним из основных впечатлений.
Micktrik написал(а):Контрастная светотень здесь очень естественная и выразительная.
Она не просто контрастная, а можно сказать жёсткая!
Lucrezia написал(а):Про недостатки писать не хочу. Попросим это сделать Алину. Интересно ”услышать” ее мнение
Leggy написал(а):Если за основу оценки брать отношения мать-сын, здесь они неоднозначные. Мария обнимает малыша Иоанна, а на младенца Христа даже не смотрит, и жест её левой руки, направленный в его сторону то ли защищающий, то ли останавливающий. Христос – больной мальчик, со слоновьими ногами, с недетским выражением на лице, и игры у этих детей недетские – один благословляет, другой молится на него.
Насчет того, что мне не понравилась, абсолютно согласна с Leggy. Только дети смотрят друг на друга, у Марии и ангела взгляд направлен в никуда. Жесты Марии несколько связывают малышей с нею, но руку, растопыренную над головой Иисуса, я не восприняла ни как защиту, ни как желание остановить, он остался мне совершенно непонятным. Я не заметила каких-либо эмоций ни в одном лице, сколько ни пыталась разбудить воображение. Насчет чувств Мадонны вообще ничего не ощутила, а ангел, учитывая практически тонущие в темноте крылья, напомнил мне девушку, мечтающую о свидании, хотя при сильном увеличении репродукции я сейчас этого не вижу. Нижняя часть тельца Иисуса толста до безобразия, щёки обоих мальчиков чрезмерно раздуты. Но добили меня позы и жесты «детей», совершенно недетские, как будто они играют театральный эпизод. Настолько далекого от настоящих детей поведения в картинах близких предшественников и современников Леонардо на обсуждаемую тему в Национальной галерее я не нашла. Ни один из четырёх персонажей не пытается вовлечь в действо зрителя, это замкнутая в себе группа с непонятными взаимоотношениями, кроме, пожалуй, поклонения Иоанна перед Христом, выраженного только в позе и жесте, не в выражении лица.
Micktrik написал(а):Мадонна Леонардо более спокойная и умиротворенная, но при этом ее нельзя назвать безучастной к детишкам. Возможно, ее нежные чувства не столь сконцентрированы, они уступили место размышлению, разделились между Иисусом и Иоанном, проявляются в более сдержанной форме.
Ещё раз попыталась увидеть в её лице хоть какие-то чувства – и не смогла.
Lucrezia написал(а):Отношения между персонажами непонятны. Какую роль играет ангел? Почему Мария обнимает Иоанна?
Вот-вот! Разве что основные ощущения, которые автор хотел вызвать у зрителя, была эта таинственность:
Leggy написал(а):Есть в ней нечто непостижимое и таинственное
Но какое отношение имеет она к Высокому Возрождению, к движению в сторону реалистичности и ценности каждого человека, его мыслей и чувств? Из Википедии:
Философия Возрождения — направление в европейской философии XV—XVI веков. Характеризуется неприятием официальной католической религиозности и интересом к человеческой личности.
Micktrik написал(а):Фигуры “соблюдают дистанцию”, при этом образуют единое целое и взаимодействуют (подобно планете и ее спутникам). Не все в этом взаимодействии понятно, что еще более притягательно.
Мне ангел кажется лишним, единственное, как он взаимодействует – поддерживает Христа, который вроде и сам бы справился, упираясь левой рукой в камень.Символично, что именно кисть ангела осталась совсем недописанной.
Leggy написал(а):Группа людей очень гармонично вписана в причудливый скальный пейзаж.
Leggy написал(а):Нагромождение скал над головами не опасно для них потому, что скалы нереальные
Да, скалы совершенно нереалистичные, и для меня это был очередной «минус» - уход от действительности в какую-то передраматизированную мистику. Кстати, в моей книжке сказано, что скалы скорей всего писал не сам Леонардо.
Micktrik написал(а):Можно взять ножницы и вырезать Мадонну и святых, и переместить их в какое-нибудь помещение и т.д. Персонажи Леонардо органично влились в окружающие их скалы, несмотря на всю необычность и фантастичность пейзажа.
Попробовала мысленно вырезать группу Леонардо и переместить куда-нибудь на полянку под дерево, мне кажется, неплохо получилось бы.
Leggy написал(а):Фигуры людей не имеют определённого контура, поэтому похожи на миражи, они как бы выступают из тени грота или растворяются в ней.
Насколько я поняла, это и было основной целью – чтобы в полумраке храма при мерцающем свете свечей сцена казалась чудом, которому угрожает окружающий мрак. Сакральное чудо, а не чудо человеческих отношений матери и ребёнка.
Lucrezia написал(а):божественно красивые Мария, ангел
Действительно, они необычайно красивы, совершенны, особенно ангел, по-божественному, не по-человечески. Такая же наша эрмитажная Мадонна Литта, но в ней есть хотя бы какая-то высшая, почти абсолютная, до абстрактности, нежность, как олицетворение любви матери. Когда-то я замирала в восторге перед этой маленькой картиной, но теперь предпочитаю «простушку» Бенуа.
Lucrezia написал(а):Качество живописи достигло своего наивысшего предела.
При высветлении работы в репродукциях действительно видно, что живописное мастерство Леонардо очень высоко.
Конечно, кое-что мне понравилось. Это треугольная устойчивая композиция из тел, мягкость жестов и изящный и сложный поворот ангела.
.
Micktrik написал(а):явно выделяется своей революционной гармонией
Сильно сказано! Только поймать эту гармонию мне так и не удалось, а вот эмоционально работа меня никак не затронула, если не считать разочарования и раздражения из-за чрезмерно темного колорита и взрослого поведение мальчуганов.
Leggy написал(а):Живопись Леонардо очаровывает. Мой выбор однозначно за этой картиной.
Lucrezia написал(а):Отдаю предпочтение Леонардо.
Micktrik написал(а):выбираю Леонардо и ставлю его выше всех представленных художников.
Ну вот, опять я всем противоречу!
Lucrezia написал(а):Я бы хотела попросить экспертов высказать свое мнение о ней.
Ой, ты энто про кого?
А когда картина была написана?
Отредактировано Alina (2012-11-04 20:04:05)