Эротические исследования.
Несправедливо было бы умолчать о другой картине Тинторетто, на которой ревнивый Вулкан почти застал врасплох свою супругу Венеру, изменяющую ему с Марсом. Бог войны оказался под столом, но в полном боевом облачении. Интересно, какие нормативы на время одевания существовали в римской армии. Наверное, Марс в этой дисциплине был рекордсменом. Даже и не знаю, по какому случаю Тинторетто выбрал такой сомнительный сюжет!
Сомневаюсь, что среди зрителей найдется много сочувствующих Вулкану; кто-то с пониманием отнесется к положению Марса, пытающемуся договориться с собачонкой. Приз зрительских симпатий достанется, конечно, Венере. Что касается Амурчика, этот невинный младенец-бог и является главным героем картины! Я имею в виду не только его меткие выстрелы, ставшие причиной происходящего…
Исследовательская деятельность Вулкана тускнеет на фоне открытий, которые сделали жаждущие сенсации искусствоведы. Оказывается, притворяющийся спящим Амурчик является точной копией утраченной работы молодого Микеланджело.
Как отмечает Вазари, слабые крылышки Купидона вознесли карьеру Микеланджело на высоту потолка Сикстинской капеллы.
В Болонье Микеланджело провел немногим больше года и остался бы там и дольше: такова была любезность Альдовранди, который полюбил его и за рисование, и потому, что ему, как тосканцу, нравилось произношение Микеланджело и он с удовольствием слушал, как тот читал ему творения Данте, Петрарки, Боккаччо и других тосканских поэтов. Но так как Микеланджело понимал, что напрасно теряет время, он с удовольствием возвратился во Флоренцию, где для Лоренцо, сына Пьерфранческо деи Медичи, высек из мрамора св. Иоанна ребенком и тут же из другого куска мрамора спящего Купидона натуральной величины, и когда он был закончен, через Бальдассарре дель Миланезе его, как вещь красивую, показали Пьерфранческо, который с этим согласился и сказал Микеланджело: "Если ты его закопаешь в землю и потом отошлешь в Рим, подделав под старого, я уверен, что он сойдет там за древнего и ты выручишь за него гораздо больше, чем если продашь его здесь". Рассказывают, что Микеланджело и отделал его так, что он выглядел древним, чему дивиться нечего, ибо таланта у него хватило бы сделать и такое, и лучшее. Другие же уверяют, что Миланезе увез его в Рим и закопал его в одном из своих виноградников, а затем продал как древнего кардиналу св. Георгия за двести дукатов. Говорят и так, что продан он был кем-то, действовавшим за Миланезе и написавшим Пьерфранческо, обманывая кардинала, Пьерфранческо и Микеланджело, что Микеланджело следовало выдать тридцать скудо, так как больше за Купидона будто бы получено не было. Однако позднее от очевидцев было узнано, что Купидон был сделан во Флоренции, и кардинал, выяснив правду через своего посланца, добился того, что человек, действовавший за Миланезе, принял обратно Купидона, который попал затем в руки герцога Валентино, а тот подарил его маркизе мантуанской, отправившей его в свои владения, где он находится и ныне. Вся эта история послужила в укор кардиналу св. Георгия, который не оценил достоинство работы, а именно ее совершенства, ибо новые вещи таковы же, как и древние, только бы они были превосходными, и тот, кто гонится больше за названием, чем за качеством, проявляет этим лишь свое тщеславие, люди же такого рода, придающие больше значения видимости, чем сущности, встречаются во все времена(12).
В примечаниях к “Жизнеописанию Микеланджело” мы находим комментарии переводчика:
l2) Микеланджело возвратился во Флоренцию в конце 1495 г.; обе названные Вазари работы не сохранились ("Св. Иоанн" ошибочно идентифицируется со статуями в Берлине и в собрании Морган в Нью-Йорке, а "Купидон" с путтами в туринском музее и в академии Внрджилиана в Мантуе).
В энциклопедии wga рассказывают, что Изабелла д’Эсте проводила шуточное тестирование, показывая своим гостям Амурчика Микеланджело и Праксителя и предлагая определить среди них наиболее античного.
В википедии нам приводят уже две картины, на которых изображены копии мраморной скульптуры Микеланджело.
И откуда они все это знают?