Авторское право было в начальной фазе своего развития. Точное копирование (лучше с монограммой) было прибыльным делом. Хорошему бизнесу, правда, лучше способствуют не суды, а симбиоз творческих личностей. Или же судебные разбирательства тоже полезны для рекламы?
Известность делается творчеством и трудом, а скандальная известность - скандалами и судами. )
Занимаясь поиском информации по Раймонди, обнаружила, что в русском интернете Раймонди более всего известен историей с картинками Джулио Романо, из-за которых он даже побывал в тюрьме.
Ещё нашла кое-что из истории гравюры.
1.1 Творчество Маркантонио Раймонди
В XV веке опыты репродукционной гравюры носили лишь эпизодический характер, граверы не столько занимались воспроизведением композиций других мастеров, сколько использовали заимствованные из них мотивы и образы для создания собственных листов. Поэтому основоположником репродукционной графики по праву считается итальянский рисовальщик и гравер на меди Маркантонио Раймонди (1470/80—1527/34). Маркантонио был первым в истории гравюры крупным мастером, который полностью посвятил свое творчество задачам популяризации чужих художественных композиций и прежде всего своего великого современника Рафаэля.
Маркантонио Раймонди родился в Болонье и там же учился в мастерской живописца, золотых дел мастера Франческо Франча. Научившись у Франчи резцовой гравюре, Маркантонио под руководством одной из итальянских учениц Бартеля Бехама в дальнейшем осваивает и офорт.
Однако работать как гравер Маркантонио стал в основном в резцовой технике; если же в отдельных листах, главным образом небольшого формата, и применял офортную подготовку, то делал это так, чтобы не нарушить основную резцовую фактуру. Ранние листы Маркантонио, созданные в основном на темы из античной мифологии. Маркантонио первоначально находились также под влиянием легкой деликатной штриховки граверов на меди раннего Возрождения. Но, в отличие от прямой штриховки его предшественников, штрих у Маркантонио начинает закругляться, более активно моделируя стремящуюся к к классическому идеалу форму. В этом отразился переход от плоскости раннего возрождения к объемному формовосприятию, характерному для итальянского Высокого Возраждения. Важную часть творчества Маркантонио занимают работы по картинам Рафаэля. Всего Маркантонио выполнил около семидесяти гравюр по рисункам и картинам Рафаэля. Сдержанность и строгость резца позволили ему выразительно передать классическую красоту фигур Рафаэля, несравненную гармонию и уравновешенность его композиций. Первой работой Маркантонио по рисунку Рафаэля Вазари называет скомпонованную Рафаэлем по мотивам античной скульптуры «Лукрецию» (пейзажный фон был здесь заимствован гравером из «Сусанны» Луки Лейденского). По утверждению Вазари, появление этого эстампа, очень точно передающего стиль Рафаэля, и убедило последнего в таланте гравера. Однако, видимо, Маркантонио работал по Рафаэлю еще ранее. Так, «Адам и Ева», исполненные Маркантонио по рисунку Рафаэля, стилистически и по гравировальной манере предшествовали «Лукреции».
Передавая с таким проникновением шедевры Рафаэля, Маркантонио в то же время пускал значительную самостоятельностью в истолковании деталей. В его гравюрах по отношению к оригиналам фигуры нередко произведены только в общих чертах, а некоторые головы, руки, детали одежды и натюрморта, пейзажные фоны, так же как целые участки композиции, получали произвольное изменение и свободную переработку.
Характерным примером такой переработки может служить выполненная около 1515 года, в период наивысшего расцвета творчества Маркантонио, гравюра «Св. Цецилия со св. Павлом, Иоанном, Августином и Магдалиной». Вазари называет ее исключительно прекрасным листом. Оригиналом для этой гравюры, по-видимому, послужила известная картина Рафаэля (ок. 1514), ныне находящаяся в Пинакотеке в Болонье. Попытка объяснить расхождения между гравюрой и картиной тем, что Маркантонио наряду с картиной мог использовать в этой работе и какой-то неизвестный нам подготовительный рисунок Рафаэля с иным вариантом композиции, опровергается самим характером этих расхождений. Повторяющий композицию гравюры Маркантонио рисунок ученика Рафаэля Джованни Франческе Пенни (Фатторе), хранящийся в музее Пти-Пале в Париже, видимо, представляет собой копию именно с этой гравюры. Когда копировали Маркантонио, считали, что копируют Рафаэля.
Превосходные гравюры Маркантонио Раймонди положили начало художественной репродукции. Но в то же время эти своеобразные произведения графического искусства в большинстве случаев еще не являются репродукциями не только в современном смысле слова, но и по сравнению с факсимильными офортами и рядом репродукционных гравюр, исполненных другими техниками в XVII-XVIII веках. Листы Маркантонио скорее можно сравнить с определенными изобразительными парафразами или «авторизованными переводами».
Таким образом, несмотря на то, что в них воспроизводились чужие оригиналы, итальянские гравюры на меди конца XV-XVI веков оставались достаточно самостоятельными произведениями. Маркантонио и другие мастере считали возможным изменять композицию оригиналов согласно законам применявшейся ими техники, а также формата графического листа.
За Маркантонио Раймонди последовала целая плеяда итальянских граверов начала и середины XVI века, как его прямых учеников (например, Агостино Венециано и Марко Денте), так и мастеров, испытавших его косвенное влияние, которые образуют римскую школу гравюры на меди эпохи Великого Возрождения.
http://www.ronl.ru/referaty/kultura-i-iskusstvo/124800/
В Википедии есть интересное замечание о поздних работах Раймонди в Риме
Later years
Marcantonio and his pupils continued to make engravings based upon Raphael's work, even after Raphael's death in 1520. In many instances, Marcantonio would not copy the finished painting, but instead worked from early sketches and drafts. This method produced variations on a theme and were moderately successful.Источники этого тезиса я не нашел. Так были гравюры с точным отображением ранних рисунков и прочих подготовительных работ Рафаэля или вариации на тему (moderately successful)? Или точные копии имели оглушительный успех, а вариации умеренный?
Мог ли ирландец знать, где копия, а где фантазия?
Насчёт "ирландца" не поняла, кто имеется в виду? Покупатель?
Не мог, конечно. Мог не знать и итальянец. Как написано в цитате выше, даже художники, копируя с гравюр Раймонди, думали, что копируют Рафаэля. Видимо, на эту "удочку" попался и Каванья , один в один скопировавший "Святую Цецилию" Раймонди. )
И, кстати, чем больше Раймонди распространял гравюры с Рафаэля, чем больше у него появлялось последователей, которые в свою очередь копировали Раймонди, тем менее успешным становилось всё предприятие. Если, благодаря Раймонди, гравюры с Рафаэля продавались в каждом киоске, спрос на них закономерно падал.
Поэтому, дело тут может быть не в том, что копии с оригиналов Рафаэля лучше, чем вариации Раймонди на тему Рафаэля. Хотя, да, в случае "Святой Цецилии" оригинал, действительно, лучше! "Подняв" инструменты с земли и "вручив" их ангелам, Раймонди лишил картину Рафаэля её смысла, её загадки. И это говорит о том, что смысл картины Рафаэля Раймонди не понял, и загадку не отгадал.