Позднее утро в музее
Хотелось бы начать свой рассказ так: Una mattina mi son svegliato, o bella, ciao! bella, ciao! bella, ciao, ciao, ciao! А продолжить более мирно и рассудительно в духе песни Винни-Пуха.
Наконец-то нам удалось сходить на выставку в Пушкинский музей! Чем лучше всего заняться в холодную и дождливую субботу? Правильно, кто ходит в ГМИИ по утрам, тот поступает мудро - на то оно и утро!
Наступило уже позднее утро и мы очень боялись, что придется стоять в длинной и мокрой очереди, но понадеялись на лучшее и не просчитались: перед входом в музей было всего лишь небольшое замешательство, которое только подогревает интерес к происходящему внутри. В общем, наш боевой (партизанский) настрой и пыл удалось сохранить для решающих боев за искусство - не на подступах и при штурме крепости, а при захвате и разграблении ее сокровищ.
Быстро и дорого купив билеты и аудиогид, мы позволили левой ноге и правому полушарию мозга сделать правильный случайный выбор. В музее проходят две выставки, которые условно можно разделить на две половинки одного пирога: Северная Италия и Северная Европа. Если выразиться более аккуратно, то получится так:
«Рубенс, Ван Дейк, Йорданс… Шедевры фламандской живописи из собраний Князя Лихтенштейнского»
"Великие живописцы Ренессанса из Академии Каррара в Бергамо"
Конечно, два медведя уживаются в одной берлоге с большим трудом. В случае с нашими винни-пухами, медведям хорошо, но посетителям плохо: тесновато внутри и мокровато снаружи. ГМИИ хоть и большая берлога, но имеет ограниченную пропускную способность: парадокс состоит в том, что голодные и худые с трудом протискиваются через узкий вход, а отяжелевшие и распухшие от искусства выскакивают через выход без каких-либо затруднений.
Итак, мы бессознательно и решительно направились через итальянский дворик на выставку живописи из Академии Каррара.
Нас встретили ярко сияющие свежеотреставрированные частички итальянского лета - целых 58 штук! Действительно, наше лето часто напоминает итальянскую зиму, поэтому мы круглый год стремимся к итальянмскому солнцу и теплу.
Вообще-то, неумеренная реставрация часто производит шокирующее впечатление на неподготовленного зрителя, но, напомню, мы не были таковыми, так как недавно посетили выставку флорентийского маньеризма. С другой стороны, после полумрака венецианских церквей мы зрительно отдыхали, позволив яркому и контрастному изображению отпечатываться прямо в мозгу, без каких-либо видимых задержек минуя наши несовершенные органы чувств.
Наверное, Беллини был первым, кто привлек наше внимание. Как говорят недавно съездившие в Венецию, хорошего Беллини никогда не бывает много. Есть чему гордиться организаторам выставки: две картины Джованни Беллини можно отнести к одним из лучших работ художника. Безмятежные, нежные и задумчивые мадонны очаровывают - от них трудно оторвать взгляд. Даже не знаю, которая из них более ценная: украшенная золотом или пейзажем? Наверное, первая все же прекрасней, а ребеночек в ее руках - энергичный и непоседливый. Хотя от этой доски веет старинной готикой, ее образы более чистые и незамутненные лишними деталями и, как ни странно, более живые.
Madonna with the Child
1460-64
Tempera on panel, 47 x 34 cm
Accademia Carrara, Bergamo
Madonna and Child
1480-90
Oil on panel, 83 x 66 cm
Accademia Carrara, Bergamo
Посмотрим, что мы имеем в венецианском запасе. Совсем недавно мы видели несколько Мадонн с младенцами в Академии Венеции.
Madonna of Red Cherubs
c. 1485
Oil on panel, 77 x 60 cm
Gallerie dell'Accademia, Venice
Madonna degli Alberetti
1487
Oil on panel, 74 x 58 cm
Gallerie dell'Accademia, Venice
Эти работы мне тоже нравятся, но почему-то ранняя и "незатейливая" милее. А что вы думаете и чувствуете?
(картинки взял с wga.hu)