Micktrik написал(а):Ага, каждый понимает, как умеет.
По-моему, эйдосы - это идеи, выраженные образами, часто весьма причудливыми, поэтому сами идеи не всегда удается понять однозначно.
У меня получается, что аллегория - типичный эйдос)
Согласна, про аллегорию=эйдос понравилось.
Ещё понравилось объяснение понятия эйдос у Лосева А.Ф.:
"Итак, пусть лежат, допустим, камни в кучке, один, если угодно, возле другого, причем один необработанный, непричастный искусству, другой же уже преодоленный искусством и превращенный в статую бога или какого-нибудь человека, и если бога, то – Хариты или какой-нибудь Музы, и если человека, то не любого, но такого, которого искусство создало на основании того, что прекрасно во всех людях. В таком случае камень, превратившийся от этого искусства в красоту формы [лика] (eidoys), оказался, надо допустить, прекрасным не от своего бытия в качестве камня (потому что иначе подобным же образом был бы прекрасен и другой камень), но от того лика, который вложило в него искусство. Таким образом, этой формы не имела материя, но форма была в замыслившем еще до появления в камне. Была же она в художнике не постольку, поскольку у него были глаза и руки, но потому, что художник был причастен искусству".
Выходит, эйдос - это идея (творца), воплотившаяся в некий зримый образ или лик. Пока не воплотилась - абстрактная идея, как воплотилась - приобрела лик и стала реальным эйдосом. )
Только Ипполитов всё запутал, приведя в пример Тициана )
Поздние произведения Тициана – это уже не poesie, это εἶδος, «эйдос», что с древнегреческого обычно переводится как «вид», «облик» и «образ». Слова перевода явно неудовлетворительны. Эйдос означает конкретную явленность абстрактного – идею, обретшую телесность, что вроде бы и невообразимо, ибо как абстрактное может быть явлено конкретно? Лишь так, как у Тициана, и обе картины Тициана из церкви Сан Сальвадор, являя конкретность, относятся к области невообразимого...
Пойэсис - творчество художника (в противоположность мимесису - подражанию художником природе). Ипполитов пишет, что приведённые картины Тициана - уже не творчество, а явленная идея (эйдос). Не понимаю, почему Ипполитов противопоставил пойэсис и эйдос? Вроде, одно и другое - об одном и том же - о творчестве, о воплощении художником своих идей в зримые образы.