Положение во гроб - очень распространенный сюжет, на котором проверяется талант художника. Не все проверку успешно проходят. Поясню свою мысль. Сюжет очень сложен композиционно, надо выбрать правильный и желательно оригинальный ракурс, расставить всех персонажей на свое место, чтобы они не мешали друг другу. Есть еще одна трудность, заключающаяся в том, чтобы не превратить происходящее в фарс. При всем уважении к Караваджо, многие (например, Алина) отмечают театральность его "Положения во гроб". Соглашусь, но только отчасти. Караваджо сумел соблюсти баланс: поднятые вверх руки - искреннее проявление скорби и мольба к богу эмоциональной итальянской женщины. Как мы уже где-то обсуждали, руки идут на пользу всей композиции. Нет, я не вижу сходства Марии Клеоповой с профессиональной проплаченной плакальщицей.
The Entombment, 1602-03
Oil on canvas, 300 x 203 cm
Pinacoteca, Vatican
У многих последователей Караваджо получилось значительно хуже. Таких примеров полно. Почти копия Рубенса мне не нравится женскими образами, которые выражают свои эмоции как-то схематично и ненатуралистично (ну, Мария Магдалина, утирающая слезы, вроде, получилась хорошо)
The Entombment, 1611-12
Oil on wood, 88 x 66 cm
National Gallery of Canada, Ottawa
Как мне кажется, Караваджо задрал планку так высоко, что очень трудно до нее допрыгнуть каким-либо последователям. Даже не знаю, кто из караваджистов (и вообще) может похвастаться удачным Положением во гроб . Возьмем для примера Дирка ван Бабурена из Утрехта (эта же картина есть в Сан-Пьетро-ин-Монторио):
BABUREN, Dirck van
The Entombment of Christ, 1617-19
Oil on canvas, 219 x 140 cm
Centraal Museum, Utrecht
Leggy написал(а):Пост 358. Самый креативный плагиатчик последователь - Дирк Бабурен.
По-моему, звучит справедливо
Театральность познается в сравнении. Возможно, Караваджо был буйным и грубым в жизни (что называется "имел тяжелый характер"), но в творчестве он умел быть интеллигентным, когда этого хотел.
Конечно, на выставке в ГМИИ мы не можем увидеть первоисточники, поэтому не всегда легко сравнить с ними произведения последователей.
Как бы там ни было, многим зрителям нравится "Положение во гроб" Баттистелло Караччоло (1618 год)
Уверен, что даже Алина была бы удовлетворена сдержанностью композиционно-эмоционального решения. В общем, рекомендую не пропустить эту картину. Мы раньше где-то встречали работы Караччоло, но ничего выдающегося в них не замечали. Теперь наше мнение изменилось: будем присматриваться повнимательнее. Фамилия художника себя оправдала (он показал себя достойным последователем Караваджо и Карраччи). Как и многие, Караччоло познакомился с творчеством Караваджо в Неаполе (не знаю принадлежал ли он к банде, терроризирующей заезжих гастролеров )
Сложностью композиции его неополитанская картина, изображающая концепцию непорочного зачатия, очень сильно напоминает "Семь деяний милосердия" Караваджо. Подобные концептуальные произведения я считаю новым направлением искусства, которое перестает быть отобразительным, а выражает сложные (религиозные) идеи. К сожалению, рассматривать подобное творчество не всегда легко и просто (особенно в больших объемах). Как и многие современные "шедевры", такие произведения требуют дополнительных пространных пояснений. И, конечно, идея не должна губить искусство и отвращать зрителей. Кстати, Караваджо не был пионером данного направления, сложные философско-религиозные идеи использовал Рафаэль в своих ватиканских фресках (в станцах), можно найти примеры в Испанской капелле (Санта-Мария-Новелла во Флоренции) и т.д. Церковь побуждала художников изображать трудно отображаемое. В определенном смысле, можно считать такое искусство абстрактным, так как оно пыталось выразить философские, религиозные, мистические абстрактные понятия, далекие от реальной жизни (правда, используя реальные объекты), которые постигаются мозгом и воображением, а не глазами. Я не буду оспаривать, что человек видит мозгом, но и глаза ему обычно очень нужны. Если происходит "разрыв" одного с другим, то "программа" зависает, зрительный образ не находит отклика внутри головы и зритель уходит в недоумении и негодовании. Хорошая реалистичная живопись тоже идейная, но в ней есть пища для глаз, ума и сердца.
Immaculate Conception with Saints Dominic and Francis of Paola
Date 1607
Santa Maria della Stella
The Seven Acts of Mercy, c. 1607
Oil on canvas, 390 x 260 cm
Pio Monte della Misericordia, Naples
Замечу, что Караваджо не отрывается от реальности. Я бы назвал его стиль "идейным натурализмом".
Мысль о том, что образы должны находить отклик в мозгу, я хотел бы распространить на всю выставку в целом. Судя из названия "Караваджо и последователи", зритель должен сопоставлять творчество караваджистов (и не только) с тем, что мы видели у самого Караваджо. Не знаю, как это можно делать без основательной подготовки. Для многих тема раскрыта плохо, так как есть набор неплохих картин, но образные связи не выстраиваются. Будем считать, что организаторы взвалили на себя (вернее на посетителей) непосильную ношу. Сами-то они умные, много видевшие, имеющие ученые степени - им трудно влезть в шкуру простого среднеарифметического офисного работника. Пришла мысль, что подобные выставки надо устраивать, имея под рукой весь имеющийся в мире живописный материал, что возможно только в Интернете. (Чем-то подобным мы в меру своих возможносте тут и занимаемся) Отдельное спасибо за аудиогид - он облегчает понимание. Надеюсь, что наше обсуждение тоже кому-то чуть-чуть поможет получить удовольствие на выставке.