"Чертой теперешнего и прежнего интеллектуализма является наклонность к духовному странствию. Наша мысль вечно бродит в далеких и прошлых мирах, скользя бездомной тенью у чужих порогов, у потухших домашних огней, у покинутых алтарей и заброшенных храмов. " (Павел Муратов) ⚜ ⚜ ⚜

Проект "Флоренция"

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Проект "Флоренция" » Римский форум » Вести из Рима


Вести из Рима

Сообщений 271 страница 284 из 284

271

Майк написал(а):

в ней можно купить 90-градусный эликсир, иезуиты знали толк в изгнании из тела всего плохого

Этикетку не смог прочитать)

Майк написал(а):

Года два не доставал этот пузырек. Капнул в зеленый чай. Кажется, пошел на поправку.

Наверное, хорошее средство, проверенное временем. Поправляйтесь и не болейте! :flag:

0

272

Строительство палаццо Памфили началось под руководством Джироламо Райнальди вскоре после избрания папой Иннокентием X кардинала Джованни Баттиста Памфили (в 1644 году). Правда, свой проект предложил и Франческо Борромини, хотя ему не дали воплотить его в жизнь. Возможно, его идеи показались слишком революционными и дорогостоящими. Зато Борромини удалось временно оттеснить Райнальди от возведения соседней церкви Сант Аньезе ин Агоне. Так что не с одним Бернини приходилось конкурировать за архитектурные проекты. Да, подрастал и набирался сил молодой Карло Райнальди (сын Джироламо), который в конце концов перехватил инициативу. В случае с Сант Аньезе ин Агоне мы не можем пожаловаться на результат, достигнутый коллективным трудом. Такова судьба всех архитекторов: их произведения обычно бывают совместным творчеством, да и жизни часто не хватает, чтобы завершить начатое.

Как считает знаток творчества Борромини Энтони Блант, в палаццо Памфили Борромини все же приложил свою руку к большому залу (Салоне). На потолке мы видим своего рода подпись мастера в виде геометрической лепнины с цветочками и голубями.

https://b7.ru.icdn.ru/m/micktrik/8/imgsrc.ru_66745918aLb.jpg

(Взял отсюда)

Борромини приписывается и оформление галереи, в которой он выполнил два замечательных трехчастных окна, называемых серлианой (хотя было бы лучше их обозвать палладианой), а также дверные проемы с разорванными фронтонами в боковых стенах. Правда, не исключается (и даже вероятно) и авторство Пьетро да Кортоны, который мастерски расписал здесь же потолочный свод.

https://www.wga.hu/art/c/cortona/3/galleri1.jpg

(картинка с wga.hu)

Так что работ Борромини тут кот наплакал :'(

0

273

Micktrik написал(а):

Скорее всего, я узнал про фрески (на сюжеты из жизни и подвигов Энея) из книги Константино Д'Орацио "The keys to open 99 Secret Places in Rome".

Открыла книжку "Рим. Искусство и архитектура" Бригитте Хинцен-Болен (издательство Konemann 2006г.) и на стр. 176, где описание Палаццо Памфили и росписей Пьетро да Кортоны, нашла свою давнишнюю закладку. Улыбнулась. :) Но почему я в это палаццо не попала, совсем не помню. Ну, хоть у вас посмотрю.

Micktrik написал(а):

С выбором языка у русского туриста обычно проблем нет: португальский или итальянский - какая разница!

:)

Micktrik написал(а):

Итак, встреча состоялась в библиотеке, где сверили списки (без неприятных неожиданностей), мы честно признались, что интересуемся итальянским искусством и только начали изучать итальянский язык (не португальский). Далее нас провели через рамку, а наши вещи "просветили". Отношение было очень дружелюбное.

А в чём дружелюбие выражалось? Вам что-то переводили на русский?  :question: Или фотографировать разрешили?  :question:
Помню, мы были на итальянской экскурсии в Витториале на озере Гарда. Экскурсовод специально для нас (для меня) дублировала всё на английский, а я переводила мужу. Я даже сумела отгадать одну загадку, ответ на которую не знал никто из итальянцев. :)

Майк написал(а):

Года два не доставал этот пузырек. Капнул в зеленый чай. Кажется, пошел на поправку.

Настоялся. :) Как здоровье, поправились?

0

274

Leggy написал(а):

Открыла книжку "Рим. Искусство и архитектура" Бригитте Хинцен-Болен

Одна из лучших обзорных книжек по Риму. Приятно полистать, почитать, посмотреть картинки. Тут и история и искусство, и немного историй.
Обратил внимание на грязноватый цвет церкви и палаццо.

Leggy написал(а):

А в чём дружелюбие выражалось? Вам что-то переводили на русский?  :question: Или фотографировать разрешили?

Понравилась демократичность, отсутствие каких-то посольских строгостей. Не надо было (сильно) заранее приходить, удобно встречаться в зале библиотеки, не было грубоватого "шмона" при входе, охрана посольства не была навязчивой, и да, в галерее Кортоны разрешили фотографировать.

Жалко, что мы совсем не говорим по-португальски :'(

0

275

Так как предки семейства Памфили происходят от самого Энея, то большой проблемы с выбором сюжета для росписи галереи не было. Среди выдающихся деятелей на букву "Б" в области барочного искусства оказался и Пьетро да Кортона (по фамилии Берреттини), который ранее отличился при оформлении сводов в палаццо Маттеи, Барберини и Питти. Конечно, все совпадения случайны, но получается созвучная цепочка, укращающая Рим: Бернини - Борромини - Берреттини. Ее звенья мы с вами и перебираем время от времени. Считается, что Кортона значительно развил идеи Микеланджело и Карраччи в области потолочного искусства, которое также можно назвать потолочным иллюзионизмом.

Перенесение изображений с картин на стены и потолки в виде фрески использовалось давно. Результат полностью соответствовал оригиналу, хотя перемещался на другой носитель. Подобные фрески назывались "quadro riportato" (перенесенные картины), они имели нарисованные рамы или границы, не предполагали дополнительных перспективных искажений при рассматривании. Например, у Микеланджело основные сцены из Ветхого Завета нарисованы в подобной технике. Под каждый сюжет выделен свой прямоугольник, напоминающий раму картины. Так как при просмотре живописи снизу в разных ракурсах возникают сильные перспективные искажения, то это нужно не только учитывать, но можно использовать для создания объемного, реалистического или обманного изображения (оптической иллюзии). В эпоху Ренессанса некоторые художники писали подобные фрески-обманки, например, Андреа Мантенья создал окулус в Камера дельи Спози, который был предназначен для рассматривания снизу "di sotto in sù" (снизу вверх). Фигуры изображались с учетом перспективных сокращений, а декоративные и архитектурные элементы, нарисованные гризалью, выглядели как настоящие. Аннибале Каррачи совмещает "quadri riportati" с иллюзионизмом, который больше проявляется в нарисованной скульптуре и архитектурных элементах. Когда границы пропадают, живопись, скульптура и архитектура сливаются воедино в одном масштабном произведении, то появляется барокко. В XVII веке художники берут на вооружение все самые современные знания о построении перспективных изображений, основываясь на геометрии, а не интуиции. Их кисть преображает пространство, а связь между архитектурой, скульптурой и живописью становится неразрывной. Нарисованная архитектура и скульптура создают иллюзию настоящих, а настоящие трудно отличить от живописных. Для пространства, изображенного в эпоху барокко существует термин квадратура (quadratura), а художников, специализирующихся на создании подобных сложных "математических" композиций, - quadrituristi. Мне кажется, что последнее понятие сейчас вполне можно применить к любителям искусства, которые специализируются на рассматривании барочных потолочных росписей. А вы относите себя к таким квадритуристам?

Не буду долго томить рассуждениями, выложу некоторые фотографии из галереи, которые успел сделать телефоном или нашел.
https://www.wga.hu/art/c/cortona/3/galleri2.jpg
(с wga.hu)
https://b7.ru.icdn.ru/m/micktrik/8/imgsrc.ru_66759408UfI.jpg
Общий вид свода

https://www.wga.hu/art/c/cortona/3/galleri3.jpg
(с wga.hu)
https://b7.ru.icdn.ru/m/micktrik/5/imgsrc.ru_66759435VjI.jpg
Прибытие Энея к берегу Тибра

https://b7.ru.icdn.ru/m/micktrik/3/imgsrc.ru_66759413wBi.jpg
Нептун усмиряет ветры, насланные на Вергилия богом ветров Эолом (по указке Юноны)

https://b7.ru.icdn.ru/m/micktrik/3/imgsrc.ru_66759433wNm.jpg
А это Юнона договаривается с Эолом, чтобы напакостить Энею

https://b7.ru.icdn.ru/m/micktrik/7/imgsrc.ru_66759417bKo.jpg
Эней заручается поддержкой Эвандра, который основал поселение Паллантий (отсюда Палатинский холм). С его помощью удалось одолеть враждебное племя рутулов и их царя Турна. Союз отмечен праздничными возлияниями в честь Геркулеса (и Какуса)

https://b7.ru.icdn.ru/m/micktrik/8/imgsrc.ru_66759418gZy.jpg
Эней сражается с рутулами и убивает Турна. Тот был женихом его будущей жены Лавинии и соответственно соперником. Если этого вам не достаточно, то Турн еще виновен и в том, что убил друга Энея Палланта

Попалась картина на подобный сюжет, написанная после Кортоны (явно под его влиянием). Поза Энея очень похожа, драматизм кортоновский.
https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/e/ec/The_Fight_between_Aeneas_and_King_Turnus%2C_from_Virgil%27s_Aeneid_LACMA_M.2000.93.jpg/949px-The_Fight_between_Aeneas_and_King_Turnus%2C_from_Virgil%27s_Aeneid_LACMA_M.2000.93.jpg
Giacomo del Po (Italy, Naples, 1652-1726), circa 1700, Los Angeles County Museum of Art
(отсюда https://collections.lacma.org/node/200600)

https://b7.ru.icdn.ru/m/micktrik/1/imgsrc.ru_66759421lRz.jpg
Здесь Церера в своей колеснице и со змеями, она дала лес Энею для постройки кораблей (точный сюжет пока не знаю)

https://b7.ru.icdn.ru/m/micktrik/9/imgsrc.ru_66759419xJh.jpg
https://b7.ru.icdn.ru/m/micktrik/0/imgsrc.ru_66759430yAn.jpg
Венера убеждает Гефеста выковать оружие для Энея

https://www.wga.hu/art/c/cortona/3/galleri4.jpg
Апофеоз Энея (Венера представляет его богам) (с wga.hu)

0

276

(Зарезервирую немножко места для Кортоны, описания сюжетов и прочей рефлексии)

https://b7.ru.icdn.ru/m/micktrik/4/imgsrc.ru_66784004TuY.jpg

Чтобы разобраться в некоторых деталях, придется вспомнить мифологию. Простой смертный Анхиз был возлюбленным богини Венеры. У них родился сын Эней. После падения Трои Энею, его отцу Анхизу и сыну Асканио удалось бежать, но поиск нового дома занял некоторое время. На пути к Италии, скажем к полуострову, остановились на острове Сицилия, где Анхиз и помер по какой-то причине. Уже добравшись до места назначения и пообщавшись с Кумской сивиллой, Эней понял, что не все вопросы обсудил со своим отцом, не все наставления получил, не все представляет о ближайщем и далеком будущем. Так и созрел план встречи с тенью своего отца. Сивилла согласилась сопроводить Энея в подземное царство Аида, пояснив, что для этого необходимо иметь при себе золотую (оливковую?) ветвь (подарок Прозерпине). Местонахождение ветви поблизости от пещеры Кумской сивиллы подсказала мать Венера, пославшая в качестве вестников двух голубей. Таким образом, Эней смог выполнить свою миссию, повидать своего отца, узнать много полезной информации, заглянув в будущее, и т.д. Научившийся у Энея Вергилий, как опытный гид, потом очень пригодился Данте для нисхождения в ад.

На золотистом медальоне мы и видим Энея, который срывает золотую ветвь. Два голубя ассоциируются с Венерой. И все они (Эней, голуби, Венера и даже ветвь) - с родом Памфили.

https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/4/47/The_golden_bough_by_Wenceslas_Hollar.jpg
Золотая ветвь. Вацлав Холлар, XVII век (из Википедии)

И герб Иннокентия X соответствующий, хотя ветвь, наверное, другая (тут точно оливковая):
https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/2/2f/C_o_a_Innocenzo_X.svg/500px-C_o_a_Innocenzo_X.svg.png

0

277

Кое-что можно посмотреть в виртуальной галерее здесь

Надеюсь, вы уже поняли, что в эпоху итальянского Барокко конкуренция в среде живописцев, скульпторов и архитекторов была колоссальной, что приводило к созданию произведений искусства очень высокого качества. Рим как магнит притягивал к себе всех одаренных, талантливых и гениальных. Пьетро да Кортону, наверное, можно зачислить в группу последних, т.е. первых и самых выдающихся художников того времени. Он родился в Кортоне в 1596 году, но уже в 1612 году приехал в Рим. Кортона написал ряд картин, участвовал в росписи палаццо Маттеи. Талант Пьетро не остался незамеченным при папском дворе. Великую славу принес художнику "Триумф Божественного Провидения"(1633—1639) в палаццо Барберини. После Триумфа (во всех смыслах) уже не было проблем с заказами и не надо было доказывать, что ты лучший. Последовало приглашение от герцога Тосканского Фердинанда II расписать палаццо Питти во Флоренции (1640-е), с чем он блестяще справился, оставив часть работы ученику. В 1647 году Пьеро возвращается в Рим, чтобы осуществить новые грандиозные проекты. Одним из них и был очень престижный заказ Иннокентия X в палаццо Памфили (1651–1654).

Свод галереи отличается от потолка зала в палаццо своей протяженностью, что требует учета при осуществении росписи. Зритель не может рассмотреть сразу всю композицию из одной точки, он должен перемещаться, фокусируясь на отдельных сегментах фресковой живописи. Казалось бы, в такой ситуации проще поделить потолок на строго разграниченные секции, прямоугольники, "картины", но Кортона решил не отступать от передовых принципов единства и взаимосвязи. Сочетание quadri riportati в виде медальонов, разделяющих сюжеты гирлянд, мраморных фигур и архитектурных элементов "in finto" (ненастоящих, нарисованных)  и фресковой живописи "без границ" под одним "итальянским" небом можно считать выдающимся достижением барочной живописи.

0

278

Micktrik написал(а):

Для пространства, изображенного в эпоху барокко существует термин квадратура (quadratura), а художников, специализирующихся на создании подобных сложных "математических" композиций, - quadrituristi. Мне кажется, что последнее понятие сейчас вполне можно применить к любителям искусства, которые специализируются на рассматривании барочных потолочных росписей. А вы относите себя к таким квадритуристам?

Скорее нет, чем да. ))
В любое расписанное палаццо при случае я, конечно, пойду с большим удовольствием. Но мне интереснее смотреть картины и циклы, в которых прямо или иносказательно можно прочесть историю заказчика и его семьи. Например, в упомянутой Камере дельи Спози Мантенья изобразил семейство Гонзага без какой-либо мифологической мишуры. На вилле Фарнезе в Капрароле есть исторические сцены и иносказательные. Но все сцены тут же на месте можно прочитать с помощью прилагаемого описания с расшифровкой и пояснением.
И про Энея интересно было бы понять, как он связан с заказчиком? Или выбор сюжета объясняется только мифической связью мифологического героя с родом Памфили? )) Личность заказчика за Энеем видна?

0

279

Leggy написал(а):

В любое расписанное палаццо при случае я, конечно, пойду с большим удовольствием

И это правильно :flag:

Leggy написал(а):

Но мне интереснее смотреть картины и циклы, в которых прямо или иносказательно можно прочесть историю заказчика и его семьи

Конечно, что-то нравится больше или меньше и воспринимается по-разному.

Leggy написал(а):

Например, в упомянутой Камере дельи Спози Мантенья изобразил семейство Гонзага без какой-либо мифологической мишуры.

Ну, тут надо вникать в фамильное древо этих Гонзага, читать истории про их представителей, изучать историю. Или просто поглазеть на красиво и реалистично написанные фигуры. Обычно из этой камеры очень быстро выгоняют посетителей, поэтому разбираться на месте редко получается.

Leggy написал(а):

Но все сцены тут же на месте можно прочитать с помощью прилагаемого описания с расшифровкой и пояснением.

Все относительно. Чтобы "прочитать", надо иметь определенную подготовку или потрудиться в той или иной степени. Иногда даже полезно знать языки, если есть живые гиды (как в нашем случае) или аудиогиды. Большинство масштабных росписей связаны с мифологией, аллегориями и т.д.

Как еще говорят некоторые посетившие Италию:
- У них вся живопись религиозная! Я не могу больше видеть этих бесконечных мадонн с младенцами! :yep:

Leggy написал(а):

И про Энея интересно было бы понять, как он связан с заказчиком? Или выбор сюжета объясняется только мифической связью мифологического героя с родом Памфили? ))

Ну, если Эней мифический, в своей основе, то и дальнейшие построения далеки от исторических фактов. Другое дело, что есть возможность приобщиться к литературе и культуре древней Италии.

0

280

Micktrik написал(а):

Другое дело, что есть возможность приобщиться к литературе и культуре древней Италии.

Да, это интересно. А привязка стихов Вергилия к картинкам будет? )
Кстати, вы самостоятельно распознали сюжеты фресок?

0

281

Leggy написал(а):

А привязка стихов Вергилия к картинкам будет? )

Не планировал пока.

Leggy написал(а):

Кстати, вы самостоятельно распознали сюжеты фресок?

Признаюсь, что мы не в состоянии это сделать самостоятельно, поэтому приходилось пользоваться разными источниками.
Добавлю шепотом, что мы и Вергилия не читали :yep:

0

282

Триумф Божественного Провидения

Надо немного постараться, чтобы разобраться, каким образом Кортона привлек внимание влиятельнейшего семейства Барберини. Выбор художника для росписи галереи в палаццо Памфили не вызывает вопросов, так как Пьетро Берреттини выполнил с блеском задачу, поставленную Урбаном VIII.
https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/9/9e/Urban_VIII.jpg
Pietro da Cortona  (1596–1669)
Ritratto di Urbano VIII (Maffeo Barberini)
1624, Musei Capitolini

Парадный или большой зал палаццо Барберини (Salone) совсем не маленький (25 x 15 m), что больше, например, галереи Карраччи палаццо Фарнезе  (20 x 7). Да, он поменьше, чем Сикстинская капелла (41 x 13), но один из самых больших, если сравнивать в своей категории, не учитывая расписанные церковные своды.

Нас, конечно, интересует не только площадь, но и качество фресковой живописи. И здесь тоже все в порядке в палаццо Барберини. Живописное произведение Пьетро да Кортона многие считают первой истинно барочной росписью свода. К ней как раз и применимо мистико-математическое понятие "квадратура", которое языком геометрии передает гармонию и красоту. Получается, что живопись - самое главное из изобразительных искусств, способное заменить все остальные, создать достоверную иллюзию настоящей скульптуры и архитектуры. В общем, барокко подтвердило, как минимум, тезис Леонардо да Винчи о "благородстве" и первичности живописи!

Интересно, где набрался Кортона своих революционных идей. Возможно, он уже родился с шестым чувством (понимания) живописи, свойственным многим тосканцам, а потом воспитывался на масштабных шедеврах Микеланджело и Рафаэля в Риме и подвергался влиянию болонского академизма братьев Карраччи и их школы.

Роспись большого зала палаццо Барберини началась в 1633 году. Примерно три года Кортона со своими помощниками упорно трудился над/под ней. Потом вдруг работа прекращается и художник уезжает (в 1637 году). Пьетро заканчивает роспись после возвращения уже в 1639 году, значительно переделывая первоначальный замысел. У него даже был конфликт со своими коллегами, которых поддерживал Бернини. Мы теперь видим только конечный результат, не имея возможности его сравнить с тем, что было нарисовано раньше.

В одних источниках пишут, что Кортона ездил во Флоренцию, чтобы начать работу над росписями в палаццо Питти. В англоязычной википедии рассказывают о путешествии Пьетро в Венецию, где он познакомился с произведениями Веронезе, настенными и потолочными, насыщенными архитектурой и перспективой. Или же перспективу лучше всего изучать во Флоренции, где эта наука, наверное, и возродилась? Возможно, Кортона штудировал труды Брунеллески, Уччелло или Альберти и т.д. в библиотеке Медичи при Сан Лоренцо, чтобы завершить работу над фреской в палаццо Барберини. Как было на самом деле?

Можно было бы снять документальный или художественный фильм о триумфе барокко и Кортоны. Надо подумать, как и где лучше вставить в сюжет момент божественного озарения художника.

В палаццо Барберини мы, конечно, ходили опять в январе этого года. Раньше (пару лет назад точно) там были "кушетки" для желающих рассматривать потолок Salone. Теперь их почему-то убрали. В чем причина? Коронавирус не виноват - его еще не было в Италии.

https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/6/6e/Ceiling_of_Palazzo_Barberini.jpg/583px-Ceiling_of_Palazzo_Barberini.jpg

Источники:
https://www.wga.hu/html/c/cortona/1/index.html
Википедия (на английском)
https://it.wikipedia.org/wiki/Trionfo_d … rovvidenza

0

283

Сегодня, 21 апреля, день рождения Рима, с чем я вас и поздравляю! :flag:

Дату нельзя назвать круглой, считать трудно, но лет ему много.

Считается, что основал Вечный город Ромул 21 апреля 753 до н.э.

0

284

Вчера открыли Ватиканские музеи

Внутри народа мало, снаружи - есть!

0


Вы здесь » Проект "Флоренция" » Римский форум » Вести из Рима