Так как предки семейства Памфили происходят от самого Энея, то большой проблемы с выбором сюжета для росписи галереи не было. Среди выдающихся деятелей на букву "Б" в области барочного искусства оказался и Пьетро да Кортона (по фамилии Берреттини), который ранее отличился при оформлении сводов в палаццо Маттеи, Барберини и Питти. Конечно, все совпадения случайны, но получается созвучная цепочка, укращающая Рим: Бернини - Борромини - Берреттини. Ее звенья мы с вами и перебираем время от времени. Считается, что Кортона значительно развил идеи Микеланджело и Карраччи в области потолочного искусства, которое также можно назвать потолочным иллюзионизмом.
Перенесение изображений с картин на стены и потолки в виде фрески использовалось давно. Результат полностью соответствовал оригиналу, хотя перемещался на другой носитель. Подобные фрески назывались "quadro riportato" (перенесенные картины), они имели нарисованные рамы или границы, не предполагали дополнительных перспективных искажений при рассматривании. Например, у Микеланджело основные сцены из Ветхого Завета нарисованы в подобной технике. Под каждый сюжет выделен свой прямоугольник, напоминающий раму картины. Так как при просмотре живописи снизу в разных ракурсах возникают сильные перспективные искажения, то это нужно не только учитывать, но можно использовать для создания объемного, реалистического или обманного изображения (оптической иллюзии). В эпоху Ренессанса некоторые художники писали подобные фрески-обманки, например, Андреа Мантенья создал окулус в Камера дельи Спози, который был предназначен для рассматривания снизу "di sotto in sù" (снизу вверх). Фигуры изображались с учетом перспективных сокращений, а декоративные и архитектурные элементы, нарисованные гризалью, выглядели как настоящие. Аннибале Каррачи совмещает "quadri riportati" с иллюзионизмом, который больше проявляется в нарисованной скульптуре и архитектурных элементах. Когда границы пропадают, живопись, скульптура и архитектура сливаются воедино в одном масштабном произведении, то появляется барокко. В XVII веке художники берут на вооружение все самые современные знания о построении перспективных изображений, основываясь на геометрии, а не интуиции. Их кисть преображает пространство, а связь между архитектурой, скульптурой и живописью становится неразрывной. Нарисованная архитектура и скульптура создают иллюзию настоящих, а настоящие трудно отличить от живописных. Для пространства, изображенного в эпоху барокко существует термин квадратура (quadratura), а художников, специализирующихся на создании подобных сложных "математических" композиций, - quadrituristi. Мне кажется, что последнее понятие сейчас вполне можно применить к любителям искусства, которые специализируются на рассматривании барочных потолочных росписей. А вы относите себя к таким квадритуристам?
Не буду долго томить рассуждениями, выложу некоторые фотографии из галереи, которые успел сделать телефоном или нашел.
(с wga.hu)
Общий вид свода
(с wga.hu)
Прибытие Энея к берегу Тибра
Нептун усмиряет ветры, насланные на Вергилия богом ветров Эолом (по указке Юноны)
А это Юнона договаривается с Эолом, чтобы напакостить Энею
Эней заручается поддержкой Эвандра, который основал поселение Паллантий (отсюда Палатинский холм). С его помощью удалось одолеть враждебное племя рутулов и их царя Турна. Союз отмечен праздничными возлияниями в честь Геркулеса (и Какуса)
Эней сражается с рутулами и убивает Турна. Тот был женихом его будущей жены Лавинии и соответственно соперником. Если этого вам не достаточно, то Турн еще виновен и в том, что убил друга Энея Палланта
Попалась картина на подобный сюжет, написанная после Кортоны (явно под его влиянием). Поза Энея очень похожа, драматизм кортоновский.
Giacomo del Po (Italy, Naples, 1652-1726), circa 1700, Los Angeles County Museum of Art
(отсюда https://collections.lacma.org/node/200600)
Здесь Церера в своей колеснице и со змеями, она дала лес Энею для постройки кораблей (точный сюжет пока не знаю)
Венера убеждает Гефеста выковать оружие для Энея
Апофеоз Энея (Венера представляет его богам) (с wga.hu)