Ну, а самое тяжелое положение сегодня в Италии. Вы знаете, что там объявлен тотальный карантин, люди сидят по домам.
Все рассказывают друг другу — действительно, трогательная подробность, — что для того, чтобы как-то поддержать друг друга морально и чуть-чуть поднять себе настроение, итальянцы в разных городах договариваются, что они в определенный час дня будут открывать окна, выходить на балконы и как-то общаться, стучать в кастрюли, производить всякий шум, а кто может петь, тот будет петь. Вот они поют, играют на гитарах, других музыкальных инструментах. Среди них, надо сказать, я видел несколько съемок, когда очень хорошие оперные голоса, прямо настоящие оперные артисты выходят и дают серьезные концерты, и целый квартал их слушает.
Но психология психологией, а счет там очень плохой. Есть города, находящиеся в катастрофическом состоянии. Вся Италия рассказывает, что в городе Бергамо — это небольшой совсем городишко в Северной Италии… ну, городишко — город, надо сказать, очень старый с прекрасно архитектурой, замечательной историей. Может, кто помнит знаменитую пьесу, кажется, Гальдони «Труфальдино из Бергамо» (был такой очень популярный в советское время телевизионный спектакль), в которой играл младший Райкин. Вот для меня навсегда это географическое название связано с этим зрелищем.
Вот сегодня появился другой повод говорить про Бергамо. В небольшом относительно городе всего умерло больше 550 человек. Только за вчерашний день они потеряли 93 человека. И на итальянском телевидении появились съемки, как там складывают запечатанные гробы в церквях, потому что не успевают их ни хоронить, ни кремировать. Потом появились любительские съемки — кто-то просто из окна снял, — как в Бергамо занимают военные патрули, в частности, на военных грузовиках везут эти гробы.
Надо сказать, что через некоторое время итальянское телевидение немножко запаниковало и сняло, убрало эти ролики со своего сайта. Так что теперь их там нет, но осталось много скриншотов, которые ходят по всему интернету, можно их видеть, если нужно.
Из Италии же очень интересные поступают сообщения, поскольку там эпидемия приняла такой очень интенсивный вид, и борьба с ней ведется тоже чрезвычайно интенсивно. Пошли сообщения, пожалуй, первые о появлении эффективного лекарства — лекарства от симптомов коронавируса. Вот это очень важно понимать, что это лекарство не вакцина, оно не сокращает эпидемию, оно не побеждает коронавирус как таковой, но оно помогает справляться с тем, у кого заболевание проходит в особо тяжелой форме, кто просто задыхается.
Вы знаете, что основным симптомом коронавируса в тяжелых формах является тяжелое поражение легких. По существу, погибают и распадаются ткани альвеол. Я совсем не хочу здесь выглядеть каким-то специалистом, но это все-таки на уровне школьного курса, могу себе позволить. Плюс я тут почитал много чего, плюс я поговорил со многими врачами, связался с московскими друзьями, проконсультировался с ними. И вот они мне говорят, что ткани альвеолы (это такие пузырьки, из которых состоят человеческие легкие) и капилляров в легких, тех самых микроскопических сосудиков, при помощи которых происходит насыщение кислородом крови в легких) — так во разрушаются эти ткани. И с этим нужно как-то бороться.
И вот из Италии сообщают нам — тут уж я переводил с итальянского в меру своих знаний романских языков, плюс, конечно, всякие механические переводчики помогают — так вот я цитирую, например, по итальянской газете Repubblica. Это газета известная своей любовью ко всяким сенсациям, конечно, но нельзя сказать, что она желтая. Она все-таки достаточно солидная, серьезная. В Италии ее очень любят, это очень популярная газета с хорошей репутацией. Она эту репутацию бережет.
Так вот газета Repubblica пишет, что лекарство под названием «Тоцилизумаб», которое обычно применяется при лечении артритов, но оно не противовоспалительное. Оно противоиммунное. Это лекарство, которое подавляет гиперактивность противоимунной системы, что бывает важно при некоторых формах заболевания суставов, когда организм, реагируя на воспаление, на больные клетки, начинает есть сам себя. И в этой ситуации иммунную систему нужно подавлять.
То же самое случается при некоторых раковых заболеваниях, в частности, этот «Тоцилизумаб» используется при лечении разных форм меланомы. Так вот действие его связано вот с этим: он подавляет излишнюю иммунную активность организма.
Видите, какая удивительная история. С одной стороны, речь идет о вирусе, о том, что организм должен справляться, побеждать этот вирус, а, с другой стороны, врачи задумываются над тем, что иногда эта излишняя вирусная активность слишком вредна и для того, чтобы противостоять саморазрушению организма, в частности, разрушению этих тканей легких, можно попробовать такие препараты.
И вот есть сведения о том, что несколько десятков больных — вот в Неаполе 11 человек получили эту терапию при помощи этого самого «Тоцилизумаба». На крайнем Юге Италии в Апулии. В общем, во многих городах, в том числе, на Севере тоже, и в Милане в некоторых клиниках применяется эта процедура. И она дает чрезвычайно хорошие результаты.
И итальянские врачи обратились в компанию, которая производит этот препарат — это компания Roche, одна из крупнейших мировых компаний фармацевтической промышленности и попросила отдать им все запасы, какие только есть. Нашлось примерно доз на 600 курсов. Это очень мало, но тем не менее, это всё, что есть. И сейчас он начали активное производство этого препарата.
И надо сказать, что компания-производитель предоставило в различные итальянские больницы бесплатно эти лекарства сейчас, что, в общем, для фармацевтических компаний, которые обычно приводятся как примеры исключительной жадности и алчности, это довольно большая редкость. Но, тем не менее, в данном случае это произошло.