"Чертой теперешнего и прежнего интеллектуализма является наклонность к духовному странствию. Наша мысль вечно бродит в далеких и прошлых мирах, скользя бездомной тенью у чужих порогов, у потухших домашних огней, у покинутых алтарей и заброшенных храмов. " (Павел Муратов) ⚜ ⚜ ⚜

Проект "Флоренция"

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Проект "Флоренция" » Поговорим о Флоренции и об искусстве » Лекции по искусству


Лекции по искусству

Сообщений 1 страница 30 из 131

1

Лекции по искусству в ГМИИ им. А.С. ПУШКИНА

Сегодня (8 февраля) состоялась лекция
“Караваджо и итальянская живопись XVII века”

На следующей неделе (15 февраля) ожидается
“Рубенс и фламандская живопись XVII века”

Программу лектория можно посмотреть здесь.

Интересно было бы узнать, кто на эти лекции ходит и зачем. Есть ли возможность обсудить в аудитории какие-то нюансы, задать лектору вопросы и получить на них ответы? Наверное, какая-то обратная связь была бы полезна и музейным работникам, или они так не считают?

Как мне кажется, послушать про Караваджо по горячим следам после выставки очень полезно.

Если есть желание поделиться своими впечатлениями, то это можно сделать в этой теме.

0

2

Micktrik написал(а):

Интересно было бы узнать, кто на эти лекции ходит и зачем.

Люди совершенно разные, но основу аудитории составляют женщины, которые приходят компаниями по двое-трое. Мне кажется, это своеобразная форма проведения досуга в компании приятельниц, скучно же просто в кафешке с подружками сплетничать.:) Кстати, посиделки в кафе никто не отменяет, до/после лекции дамы обмениваются впечатлениями в «Академии», что напротив Пушкинского.
Уровень слушателей от дилетантов до более-менее продвинутых. Профессионалам, наверное, там будет скучно потому, что знания даются без особенного углубления в тему.

Micktrik написал(а):

Есть ли возможность обсудить в аудитории какие-то нюансы, задать лектору вопросы и получить на них ответы? Наверное, какая-то обратная связь была бы полезна и музейным работникам, или они так не считают?

После лекции не возбраняется подойти к лектору и что-то уточнить/спросить. Но, организованного обсуждения нет. Конечно, это недостаток, но в Пушкинском не клуб по интересам, а лекторий. Послушали, а обсуждать пожалуйте в буфет. :)

Есть ещё лекции, которые проходят не в лектории, а в залах музея. Конечно, там всё ограничивается музейной экспозицией, зато есть возможность для общения с лектором и с другими слушателями. Иногда даже дискуссию удаётся раскрутить (но не все лекторы это любят).

Уровень лекторов очень хороший (насколько я могу об этом судить). Люди увлечённые, знающие и не халтурщики. Иногда вместо положенных 2-х часов читают дольше. Не экономят ни слова, ни время, ни знания. И что мне особенно нравится, подача материала систематизированная и динамичная. Собственно, за тем я туда и пошла, чтобы быстренько всё в голове разложить по полочкам. :)

Micktrik написал(а):

Как мне кажется, послушать про Караваджо по горячим следам после выставки очень полезно.

Мне кажется, лучше «до», чем после, но, когда составлялся план лекций, даты выставки были неизвестны.
Аудитория вчера была переполнена, такого ажиотажа я не припомню. И лектор читала моя любимая. Но в целом лекция не оправдала ожиданий, потому что была «после» и многое из того, о чём рассказывалось, я уже знала.  :glasses:

Micktrik написал(а):

Если есть желание поделиться своими впечатлениями, то это можно сделать в этой теме.

Кажется, на всё вопросы ответила. Если есть ещё, задавайте.  :writing:

0

3

Leggy написал(а):

Кажется, на всё вопросы ответила. Если есть ещё, задавайте.  :writing:

Спасибо, что подробно описали атмосферу на лекциях.
Leggy, лектор рассказывал только о картинах  Караваджо, которые представлены  на выставке, или о творчестве художника говорилось более подробно?
Про "Мадонну со змеей" удалось узнать что-то новое?  ;)

0

4

Lucrezia написал(а):

Leggy, лектор рассказывал только о картинах  Караваджо, которые представлены  на выставке, или о творчестве художника говорилось более подробно?

Лекция была не только о Караваджо. Начали с академии Караччи, затем прошлись по творчеству Гвидо Рени, затем основная часть о Караваджо и закончили караваджистами. Картины были не только с выставки, другие тоже. Главный акцент был сделан на особенности живописи, на новаторство (сравнивая с тем же Гвидо Рени), а сюжетам конкретных картин внимания почти не уделили.

Lucrezia написал(а):

Про "Мадонну со змеей" удалось узнать что-то новое?

На лекции ничего.  :no:  Можно сказать, что зря сходила.  :D

0

5

Leggy написал(а):

На лекции ничего.  :no:  Можно сказать, что зря сходила.  :D

Наверное, все-таки не зря. Что-то новое должны были узнать.  :idea:

Отредактировано Lucrezia (2012-02-09 23:48:29)

0

6

Lucrezia написал(а):

Что-то новое должны были узнать.

Может быть, там про "Босоножек" много рассказывали? ;)

http://uploads.ru/i/x/B/e/xBe9N.jpg

0

7

Micktrik написал(а):

Может быть, там про "Босоножек" много рассказывали?

Ни слова не сказали.  :no:  Этой картины вообще не касались. А что Вас интересует? Кстати, идея не нова. Задолго до Караваджо  босые ступни на переднем плане выставил Дюрер в «Успении и короновании Богоматери». Интересно, есть ли в этих пятках какой-то смысл? :) 

http://s61.radikal.ru/i172/1202/d8/6ca942167821.jpg

Отредактировано Leggy (2012-02-10 23:19:11)

0

8

Leggy написал(а):

Ни слова не сказали.  :no:  Этой картины вообще не касались. А что Вас интересует? Кстати, идея не нова. Задолго до Караваджо  босые ступни на переднем плане выставил Дюрер в «Успении и короновании Богоматери». Интересно, есть ли в этих пятках какой-то смысл?

На картине "Мадонна пилигримов" пятки намного живописнее, чем на гравюре. Кроме того, в качестве модели Караваджо использовал ту же самую Лену, что и в "Мадонне со змеей" :glasses:
Обе картины мне очень нравятся.

0

9

Micktrik написал(а):

Караваджо использовал ту же самую

Это понятно.

Micktrik написал(а):

На картине "Мадонна пилигримов" пятки намного живописнее, чем на гравюре.

Да, уж эти пятки поразили эффективнее, чем дюреровские.
Но, роль у них одинаковая – налаживание эмоциональной связи. От простого к божественному. Кстати, если отвлечься от религиозного сюжета картины, как можно трактовать коленопреклонение?

Пасть на колени – встать на колени, пасть к ногам, упасть в ноги, ударить челом, поклониться, попросить прощения.

0

10

Вчера в Пушкинском была очередная лекция, посвящённая «малым голландцам». Это одна из моих любимых тем, поэтому немного расскажу о своих впечатлениях.

На лекции можно было узнать, что:
- высокая продуктивность голландских художников была обусловлена религиозными особенностями, но религиозная тематика на картинах практически отсутствовала;
- голландцы в основном рисовали пейзажи и жанровые, бытовые сценки (параллельное открытие – пейзаж в Голландии является портретом Голландии  :idea: );
- следует разделять голландскую живопись 17 века и Рембрандта;
- если на голландской картине есть собачка, значит рядом есть дама лёгкого поведения (параллельное открытие – если собачка беременная, нужно лучше приглядеться и к даме:)).

А теперь чуть-чуть подробностей и картинок.

Кальвинистская Голландия не нуждалась в религиозной живописи. Потому что есть Бог и есть человек, а всякое посредничество ни к чему. Отсюда пустота протестантских храмов и отсутствие религиозной живописи. Но, в кальвинизме есть одна хитрость, которая стимулировала развитие страны и обуславливала многочисленность и продуктивность голландских художников. Хитрость эта состояла в том, что Бог заранее определяет посмертную судьбу каждого человека (куда он попадёт, в Ад или в Рай), когда тот ещё находится в утробе матери. Сам человек ни на что влиять не может.
Но есть некие показатели, по которым человек может предугадать своё посмертное местожительство. К этим показателям относится успешность в делах, в работе и в жизни. То есть, если ты успешен – значит тебя ждут в Раю. Поэтому верующий человек стремился обеспечить себя показателями успешности, много трудился и, действительно, достигал больших успехов. Успешные бюргеры жили неплохо и имели возможность украшать свои жилища картинами, прославляющими их страну (пейзажи), их самих (портреты), их образ жизни (натюрморты). А религиозную и мифологическую тематику заменила жанровая живопись.

Пейзаж.

Если пейзаж Голландии – это её портрет, то какой же он безмятежный, тривиальный и, если речь не идёт о высотах Рёйсдела, плоский и скучный. Основное изображение – прямая, прескверная дорога в сельской местности с корявыми деревцами по краям и мельницей где-то на горизонте. По этой дороге даже пройтись не хочется, настолько всё неинтересно и очевидно, а очевидность утомляет.
Рёйсдел – исключение, его Голландию я знаю и люблю.

http://s59.radikal.ru/i164/1202/52/5461529c41ba.jpg

Натюрморт.

Про натюрморт писать не буду, просто дам один совет. Если хотите понять магию голландского натюрморта, поезжайте в Харлем в музей Франца Хальса. После того, как вы насмотритесь на фееричные и шумные банкеты разных гильдий Хальса и, да, на кружевные воротники и манжеты, ступайте в зал с натюрмортами. Сыр Флориса ван Дейка притянет вас как магнит (ещё один совет –  лучше не завтракать до похода в музей).

http://s018.radikal.ru/i520/1202/5d/df49e79e4d62.jpg

Введение в Рембрандта.

Конечно, дальше всех по голландской живописной дорожке пошёл Рембрандт. В библейских сюжетах он сумел свернуть её в кольцо, сделал из неё винтовую лестницу, по ступеням которой зритель опускается в глубины мысли и сюжета. Творчеству Рембрандта будет посвящена следующая лекция, но ключи к нему помогают подобрать «малые голландцы».
Помните связку ключей на картине Николаса Маса? Это ключи от погреба, в который Суламита хотела отвести возлюбленного.  :idea:  «Я возьму тебя за руку и отведу в глубокий погреб, где созревает ароматное вино…». Но, как я уже сказала, про погреба Рембрандта, возможно, напишу позднее (если лекция вдохновит).

0

11

Бытовые сценки.

Если религиозный сюжет отсутствует за ненадобностью, а мифология под запретом, каким образом художник может рассказать о проблемах жизни и научить, как их решить? Правильно – для этого в Голландии и существовала жанровая живопись. Тем более что религиозный мистицизм и экзальтация равно как страстность и пафос мифологических сюжетов – не стихия голландца. В такие крайности он не ударяется, а честно принимает жизнь такой, какой он её видит. Зачастую без всякой попытки как-то облагородить увиденное. Выхваченное из потока мгновение жизни  часто настолько неприглядное, что вызывает соответствующую реакцию у неподготовленного зрителя. Реакция может выражаться лёгким смущением при виде голландцев, справляющих нужду на глазах у зрителей (зайдите в Пушкинском в зал с «малыми голландцами»). Или того хуже репликой Людовика XIV: «Уберите от меня этих уродов!»

В этом недостаток бытового жанра перед религиозным и мифологическим. Но есть  преимущества перед ними же. При ответе на вопрос «Кто виноват?» здесь не удастся свалить вину на богов из-за их отсутствия.  :playful:   И это хорошо, потому что. выяснив, кто виноват, можно понять, что делать.  :idea:

Покажу две хорошо известные картины Яна Стена. На первый взгляд смысл обеих картин одинаковый - нравоучение на тему женского пьянства. Но, не всё так просто. На картине «Пьяница» Стен изобразил себя и свою жену в состоянии разной степени опьянения. Вряд ли женщина хлебнула больше, но эффект оказался значительнее. Если приглядеться, можно заметить, что такое состояние вовсе не характерно для неё. Потому что вокруг чистота, пол выметен и посуда начищена до блеска.
На другой картине порок уже дал свои плоды.  Картина так и называется «Плоды неумеренности». Видите, как всё запущено? Малыш ворует кошелёк из кармана матери, старшие дети кормят кошку со своей тарелки, служанка поит птицу вином…

Вопрос: кто виноват? Найдите виновного в ситуации, описанной на картине «Плоды неумеренности». Подсказка, там всего два кандидата, чтобы повесить на него всех собак. :)

http://s017.radikal.ru/i436/1202/df/cd8695c057e6.jpg

http://s54.radikal.ru/i145/1202/c9/f6c8c48025f6.jpg

0

12

Как интересно! Нашла впечатления одной девушки, записанные после аналогичной прошлогодней лекции. Судя по описанию, лектор была та же, а лекция "малые голландцы" единая с Рембрадтом.

Вот ссылка http://veraena.livejournal.com/353538.html

Девушка - умничка, даже конспект записала. Мой конспект гораздо скромнее, а в тексте, что выше, много отсебятины. :)

0

13

Leggy написал(а):

Покажу две хорошо известные картины Яна Стена. На первый взгляд смысл обеих картин одинаковый - нравоучение на тему женского пьянства.

У меня тоже возникли мысли: пьянство сильнее бьет по родственникам, чем по самим пьяницам :idea:

Нашел, где можно посмотреть детали второй картины.

0

14

Leggy написал(а):

Но, в кальвинизме есть одна хитрость, которая стимулировала развитие страны и обуславливала многочисленность и продуктивность голландских художников. Хитрость эта состояла в том, что Бог заранее определяет посмертную судьбу каждого человека (куда он попадёт, в Ад или в Рай), когда тот ещё находится в утробе матери. Сам человек ни на что влиять не может.
Но есть некие показатели, по которым человек может предугадать своё посмертное местожительство. К этим показателям относится успешность в делах, в работе и в жизни. То есть, если ты успешен – значит тебя ждут в Раю. Поэтому верующий человек стремился обеспечить себя показателями успешности, много трудился и, действительно, достигал больших успехов.

У подобного подхода существует и обратная сторона: если ты беден и неудачлив, то руки могут совсем опуститься... Как мне кажется, следование заповедям Священного Писания очень важно для кальвинистов. На такую идею может "купиться" и бедняк: трудись не покладая рук и стойко переноси лишения, веруй в Иисуса и не нарушай библейские заповеди. Тогда место в раю обеспечено! Я, правда, не знаток кальвинизма.

Что касается художников, то у меня есть свое объяснение. В условиях рынка, когда крупный заказчик попадается на удочку редко, необходимо производить много конкурентоспособного товара по доступной цене. Отсюда возникает и большая популярность малых форм! На вырученные деньги от продажи партии картин (товара) хороший (пользующийся успехом) художник вполне может жить и богатеть. :idea:

Leggy написал(а):

Но, как я уже сказала, про погреба Рембрандта, возможно, напишу позднее (если лекция вдохновит).

Очень бы хотелось почитать и про погреба Рембрандта! :)

0

15

Micktrik написал(а):

У подобного подхода существует и обратная сторона: если ты беден и неудачлив, то руки могут совсем опуститься...

Ещё хуже, если болен и не можешь работать.

Micktrik написал(а):

Как мне кажется, следование заповедям Священного Писания очень важно для кальвинистов. На такую идею может "купиться" и бедняк: трудись не покладая рук и стойко переноси лишения, веруй в Иисуса и не нарушай библейские заповеди. Тогда место в раю обеспечено! Я, правда, не знаток кальвинизма.

Я тоже не слишком глубоко вникла. Но, у кальвинистов труд – не способ договориться с богом, а исполнение долга и движение к цели, поставленной богом. Поскольку цель предопределена, но неизвестна, каждый верит в лучшее. И чем больше верит, тем больше работает.  :idea:

Micktrik написал(а):

Что касается художников, то у меня есть свое объяснение. В условиях рынка, когда крупный заказчик попадается на удочку редко, необходимо производить много конкурентоспособного товара по доступной цене. Отсюда возникает и большая популярность малых форм! На вырученные деньги от продажи партии картин (товара) хороший (пользующийся успехом) художник вполне может жить и богатеть.

Правильно, конечно, рынок определяет форму.
Но скажите, отчего наши таксисты, что дежурят у гостиниц/вокзалов/аэропортов, ломят цену и дожидаются единственного лоха/пассажира/заказчика, который обеспечит им дневную выручку? Они что не знают про «рынок» и «малые формы»? :)

Micktrik написал(а):

Очень бы хотелось почитать и про погреба Рембрандта!

В погреб спускаться стоит не ради чтения, а для дегустации. :)

0

16

На прошлой лекции раздавали программки авторского тура искусствоведа Пушкинского Абеляшевой Галины Викторовны. Взяла на всякий случай, вдруг кого-то заинтересует. Достоинство этого тура, конечно, в том, что сама Абеляшева разработала его программу, и она же будет сопровождать группу. Она читала нам про искусство Франции и Голландии XV-XIV веков. Женщина очень увлечённая своим делом, простая в общении, отзывчивая, с чувством юмора. Поездка обещает быть интересной. И недорого, вроде.
Извините за кривую копию. На качестве тура это сказаться не должно. ))

http://i053.radikal.ru/1202/9d/b0e68a74df82.jpg

http://s017.radikal.ru/i416/1202/41/37baa26f7899.jpg

Отредактировано Leggy (2012-02-28 22:43:30)

0

17

Leggy написал(а):

Извините за кривую копию. На качестве тура это сказаться не должно. ))

У турфирмы, которая будет на подхвате, всегда есть возможность немножко подгадить :crazy:

0

18

Leggy написал(а):

Поездка обещает быть интересной.

Программа интересная, но очень насыщенная. Большое количество информации сложно осмыслить за столь короткое время. Если нет возможности разделить эту поездку на несколько посещений Франции, то ехать нужно обязательно. Я бы не хотела бегло осматривать по 3 замка ежедневно. Лучше меньше, да лучше. :crazy:

0

19

Lucrezia написал(а):

Большое количество информации сложно осмыслить за столь короткое время.

Это же типа выездная лекция: покатаются на автобусе, пообщаются с подружками, попьют винца и... чуть-чуть приобщатся к искусству! :)

0

20

Lucrezia написал(а):

Я бы не хотела бегло осматривать по 3 замка ежедневно. Лучше меньше, да лучше.

По моему опыту 3 замка в день допустимо и даже нормально, зависит от того, какие замки. Вилландри или Шенонсо надо посвятить приличное время, у нас уходило часа по 4, лучше больше. Азе-ле-Ридо и Шинон, например, можно посмотреть побыстрее - один маленький, другой сплошные руины, а городок тоже небольшой. Проблема, мне кажется, в другом - большинство замков настолько  схожи по своей архитектуре, что обычный человек, не слишком увлечённый именно подобными сооружениями, насыщается достаточно скоро, потом интерес остывает. Интерьеры вообще превращаются в цветной калейдоскоп. Поэтому я оба визита долины Луары вставила как промежуточные в продвижении от Парижа к Ницце, в первый раз мы остановились на 3 ночёвки, во второй - на 4. Для меня это максимум, после этого впечатления начинают буксовать.

Micktrik написал(а):

чуть-чуть приобщатся к искусству

Учитывая программу и её автора "чуть-чуть" вызывает большие сомнения.  :dontknow:

0

21

Alina написал(а):

большинство замков настолько  схожи по своей архитектуре, что обычный человек, не слишком увлечённый именно подобными сооружениями, насыщается достаточно скоро, потом интерес остывает.

Alina написал(а):

Учитывая программу и её автора "чуть-чуть" вызывает большие сомнения.

Лектор будет работать на разогреве алчущих искусства народных масс.

Наверное, Лукреция сама не любит перенасыщенные событиями массовые мероприятия (например, митинги), но это не значит, что она не признает их полезность :idea:
Лукреция, я правильно транслировал твою мысль? :crazy:
Ты чем будешь заниматься 5-го марта? :blush:

0

22

Leggy написал(а):

На картине «Пьяница» Стен изобразил себя и свою жену в состоянии разной степени опьянения.

В эрмитажном варианте картина называется "Гуляки", что намного мягче. Я поискала и не нашла бокал, из которого пила женщина. Может, она просто так притомилась от уборки, что присела отдохнуть рядом с предающимся "радостям" жизни мужем, пару раз затянулась трубкой, и тут же уснула  :question:

0

23

Alina написал(а):

В эрмитажном варианте картина называется "Гуляки", что намного мягче.

По-аглицки их еще называют бездельниками (Idlers), так что где-то за кадром должна быть хозяйственная домоуправительница :idea:
А дамочка могла не устать, а обкуриться :smoke:

Правда, пишут, что на картине изображен сам художник со своей женой, а заработать на жизнь им помогал свой трактир, который приносил не только денежную прибыль, но и сюжетную :whistle:

0

24

Micktrik написал(а):

По-аглицки их еще называют бездельниками (Idlers)

В англоязычных странах существует ещё один вариант?

Micktrik написал(а):

дамочка могла не устать, а обкуриться

Неужто в Голландии 17 века мелкая буржуазия курила наркотики?  o.O

0

25

Alina написал(а):

В англоязычных странах существует ещё один вариант?

Ага, в Северной Европе есть The Idlers ;)

Alina написал(а):

Неужто в Голландии 17 века мелкая буржуазия курила наркотики?

Алина, мне нравится твое непримиримо-негативное отношение к табакокурению :rofl:

0

26

Alina написал(а):

В эрмитажном варианте картина называется "Гуляки", что намного мягче.

Micktrik написал(а):

По-аглицки их еще называют бездельниками (Idlers),

Большой англо-русский и русско-английский словарь. 2001
Читаем:

гуляка
муж. и жен.; разг. reveller; flaneur франц.; playboy; idler

Так что по этому вопросу у вас полное согласие.  :D

А мне больше нравится playboy (и playgirl)))

Вообще-то синонимов довольно много. Вот на выбор:

Синонимы: бесомыга, бесомыжник, бонвиван, бражник, булдыга, бульвардье, буслай, вивер, гастроном, гулеван, гулемыга, гулена, гуляльщик, гурман, гусар, дебошан, жуир, забубенная голова, забубенная головушка, забулдыга, изночник, колобродник, кутила, лайдак, латрыжник, летала, мот, плейбой, повеса, прогула, проедала, прожега, прожига, прожигатель жизни, пьяница, сибарит, тырлыга, фуфлыга, шасталка, шатанный, ялдыга, ялдыжник, ёрник

0

27

Alina написал(а):

Я поискала и не нашла бокал, из которого пила женщина.

Бокала, и в самом деле, нет. Может быть они из одного пили?  :question:

Alina написал(а):

Может, она просто так притомилась от уборки, что присела отдохнуть рядом с предающимся "радостям" жизни мужем, пару раз затянулась трубкой, и тут же уснула

Если женщина буквально свалилась с ног от усталости, чему радуется её муж?

Alina написал(а):

Неужто в Голландии 17 века мелкая буржуазия курила наркотики?

Оказывается, курила. Коноплю (в Голландии "хеннеп") не только курили, ею ещё печки топили и в пищу употребляли. А к табаку добавляли, чтобы разбавить дорогой привозной дешёвым местным. :)

http://s54.radikal.ru/i143/1203/8e/eb269949dc33.jpg

Кстати, под ногами у дамы - голландская ножная грелка. Может, и там уголёк из хеннепа?

Отредактировано Leggy (2012-03-02 23:58:14)

0

28

Micktrik написал(а):

Ага, в Северной Европе есть

А в какой галерее картина находится?

Micktrik написал(а):

мне нравится твое непримиримо-негативное отношение к табакокурению

Табаком не обкуришься! Но, понимаю, тебе-то это откуда знать!  :crazy:

Leggy написал(а):

Вообще-то синонимов довольно много. Вот на выбор

Ну понаписала! Совершенно разный смысл у приведённых слов.  :whistle: Откуда ты их насобирала? Я половины не знаю.  :D

Leggy написал(а):

Может быть они из одного пили?

:unsure: Неудобно.

Leggy написал(а):

Если женщина буквально свалилась с ног от усталости, чему радуется её муж?

Что вокруг чисто! И вообще чего ему грустить, если в одной руке бокал, а в другой трубка  :question:

Leggy написал(а):

Оказывается, курила. Коноплю (в Голландии "хеннеп") не только курили, ею ещё печки топили и в пищу употребляли.

Вот нечестивцы! Интересно, как к этому относилась кальвинистская церковь?

Leggy написал(а):

под ногами у дамы - голландская ножная грелка

Странная какая-то грелка - деревянная. Так и пожар устроить можно! У них глины что ли не было?  :huh:

0

29

Alina написал(а):

А в какой галерее картина находится?

Я имел в виду Питер... :blush:

Alina написал(а):

Вот нечестивцы! Интересно, как к этому относилась кальвинистская церковь?

Лучше своя травка, чем испанский табак :idea:

Alina написал(а):

Странная какая-то грелка - деревянная. Так и пожар устроить можно! У них глины что ли не было?

Я думал, что это скамеечка для ног :huh:

0

30

Micktrik написал(а):

Я думал, что это скамеечка для ног

Примерно так оно и есть, но внутрь деревянного ящика засовывали глиняный горшок с углями (моду на подобные грелки ввели испанские инквизиторы) o.O
Очень холодно тогда в Северной Европе было... :'(

0


Вы здесь » Проект "Флоренция" » Поговорим о Флоренции и об искусстве » Лекции по искусству