"Чертой теперешнего и прежнего интеллектуализма является наклонность к духовному странствию. Наша мысль вечно бродит в далеких и прошлых мирах, скользя бездомной тенью у чужих порогов, у потухших домашних огней, у покинутых алтарей и заброшенных храмов. " (Павел Муратов) ⚜ ⚜ ⚜

Проект "Флоренция"

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Проект "Флоренция" » Поговорим о Флоренции и об искусстве » Естественные и странные жесты в искусстве


Естественные и странные жесты в искусстве

Сообщений 1 страница 30 из 91

1

Просматривая картины старых мастеров, я часто ловлю себя на мысли, что смысл изображенных на них жестов людей до меня плохо доходит. Некоторые из них, вроде бы простые, заставляют усомниться в их значении. Приходится рассматривать не только движение рук и пальцев, но и анализировать сюжет в целом.

Например, происходящее на картине Тинторетто "Чудесное нахождение тела Святого Марка" мне стало понятно только после дополнительных объяснений. В чем причина? Наверное, я никогда не был в морге, не общался с духами и плохо разбираюсь в трупах.

http://www.wga.hu/art/t/tintoret/3a/2mark.jpg

- Я здесь!
- Прекратите это безобразие!

Из темы про перспективу выуживаю иллюстрацию с Благовещением. Как лучше охарактеризовать жест Девы Марии?

http://www.wga.hu/art/p/pinturic/baglioni/1annunc.jpg

Легкий испуг, удивление и растерянность? Или покорность и согласие выполнить свое предназначение?

0

2

А что нам хочет сказать Венера?
- Приветик! А вот и я!  :rofl:
Нет, скорее она благославляет всех персонажей, или управляет и дирижирует их действиями?

http://www.wga.hu/art/b/botticel/5allegor/12primav.jpg

0

3

Приветственно-благославляющий жест из палаццо Дукале (Мантуя):
http://www.wga.hu/art/m/mantegna/3/2sposi05.jpg

В сцене Благовещения встречаются кокетливые варианты.
Сандро Боттичелли "Благовещение" Уффицы.
http://www.wga.hu/art/b/botticel/22/81cestel.jpg

Похоже на телепатию?
http://www.wga.hu/art/b/botticel/22/85cestel.jpg

Происходит общение с Архангелом или Святым Духом?
Алессио Бальдовинетти "Благовещение" Уффици.
http://www.wga.hu/art/b/baldovin/annuncia.jpg

0

4

С перстами указующими иногда получаются веселые сюжеты.

Пьетро Лоренцетти "Мадонна со Святым Франциском и Святым Иоанном Евангелистом". Сан-Франческо. Ассизи.
http://www.wga.hu/art/l/lorenzet/pietro/1/2crucifi/santacon.jpg

0

5

Караваджо "Призвание Святого Матвея" Сан-Луиджи-деи-Франчези. Рим.
http://www.wga.hu/art/c/caravagg/04/23conta.jpg

Надо бы поточнее указывать пальцем!

0

6

Эмоции, выражаемые жестами, могут быть нетривиальными.

Джотто. Капелла Скровеньи. Падуя.
http://www.wga.hu/art/g/giotto/padova/decorati/7vices/51wrath.jpg

Спасибо, что подписали! "Ira" в переводе с латыни означает гнев, злобу или раздражение.
Без дополнительных пояснений я бы назвал дамочку гордячкой :)

0

7

Micktrik написал(а):

Пьетро Лоренцетти "Мадонна со Святым Франциском и Святым Иоанном Евангелистом". Сан-Франческо. Ассизи.

Наша общая знакомая А. прокомментировала этот жест так:

"Указующий жест Мадонны «На закате» и впрямь очень забавный, даже учитывая, что в те времена он наверняка не имел того уничижительного оттенка, с которым воспринимается сейчас.  Мне ещё странно, какими рассуждениями руководствовался художник, показывая в одном сюжете малютку-Христа и святого, жившего более тысячи лет спустя."
Я с ней согласна :)

0

8

Micktrik написал(а):

Джотто. Капелла Скровеньи. Падуя.

Я бы назвала этот жест - отчаяние :tired:

0

9

Lucrezia написал(а):

Мне ещё странно, какими рассуждениями руководствовался художник, показывая в одном сюжете малютку-Христа и святого, жившего более тысячи лет спустя

Вам с А. надо больше по музеям ходить. "Малютка" мал, да удал :)
"Мистическое обручение святой Екатерины..." Микелино да Мезоццо (пинакотека Сиены)
http://www.wga.hu/art/m/michelin/mystic_m.jpg

Такие дела...

0

10

Lucrezia написал(а):

Я бы назвала этот жест - отчаяние

Да-да, если присмотреться, то видны царапины на ее груди :crazy:

Ты мне скажи лучше, кого можно назвать королем жестов?
Правильно! Леонардо да Винчи! У меня возникает масса вопросов, когда я наблюдаю его фреску или картины. Некоторые жесты, используемые и современным человеком, не имеют однозначного объяснения.

http://uploads.ru/t/M/Y/5/MY5vo.jpg

http://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/3/36/Leonardo_da_Vinci_-_Madonata_v_peshterata.jpg

0

11

Последняя картина, которая была первой, проще всего для понимания, а указующий перст меня запутал окончательно!

http://uploads.ru/t/1/W/m/1WmAs.jpg

http://uploads.ru/t/H/t/w/HtwIU.jpg

http://uploads.ru/t/d/n/e/dner0.jpg

Архангел - передающее устройство, Дева Мария - принимающее :)
Информация сохраняется в сложном устройстве на львиных ножках (прообраз персонального компьютера) :)

0

12

С картиной Караваджо "Жертвоприношение Исаака" все очень просто на первый взгляд: фанатично верящий в бога Авраам намеревается принести в жертву своего сына, в последний момент, когда он уже собирается перерезать горло Исааку, руку Авраама останавливает Ангел. Очень кстати рядом оказывается барашек, готовый прыгнуть под нож вместо мальчика. Казалось бы, Ангел указывает именно на бедное животное, но если проследить за пальцем более внимательно, то цель оказывается значительно выше. Предположим, Караваджо таким образом хотел похвастаться, что он, если захочет, может нарисовать вполне приличный пейзаж. Такое с ним, правда, случалось очень редко. Или за пределами картины подразумевался тот, кого нельзя видеть простым смертным? Остается гадать и фантазировать.

http://uploads.ru/t/Z/z/D/ZzDea.jpg

0

13

Micktrik написал(а):

Архангел - передающее устройство, Дева Мария - принимающее :)

Если Архангел Михаил является "передающим устройством" между Богом и Марией, то каким образом осуществляется связь между Богом и Архангелом? :dontknow:
Миктрик, свяжи концы с концами :huh:

0

14

Micktrik написал(а):

Или за пределами картины подразумевался тот, кого нельзя видеть простым смертным

Можно еще предположить, что за нашим барашком находится целое стадо барашков. Ангел просит Авраама выбрать не рядом стоящего тощего барашка, а выбрать барашка пожирнее и указывает пальцем конкретно на того барашка, который ему больше приглянулся :yep:

0

15

Lucrezia написал(а):

Если Архангел Михаил является "передающим устройством" между Богом и Марией, то каким образом осуществляется связь между Богом и Архангелом? :dontknow:
Миктрик, свяжи концы с концами

Архангел - типа интернет-шлюз (или даже простой модем), Бог - суперкомпьютер из области облачных вычислений. Как-то так, если не вдаваться в мелкие детали. А вопрос у тебя был про среду передачи данных? :crazy: Используют беспроводные технологии. Факт!

0

16

Иногда требуются жесты темпераментных и неуравновешенных личностей, чтобы добиться художественного равновесия :tomato:

http://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/9/9d/The_Deposition_by_Caravaggio.jpg

0

17

Лукреция, прости, но нет для женщины лучше жеста для выражения эмоций - самых разных! :rofl:

Приведу несколько  примеров.

Мазаччо "Распятие". 1426 г. Каподимонте (Неаполь)

http://uploads.ru/t/i/p/u/ipufX.jpg

Микеланджело. Этюд для пьеты Колонна. 1538 г. (Бостон).

http://uploads.ru/t/Q/Z/N/QZNSC.jpg

Мастер Девы среди дев (Maestro della Virgo inter Virgines) "Распятие" 1490 г. Уффици.
Я не в полном восторге от работы этого специалиста по интердевочкам (пардон за вольный перевод), хотелось посмотреть, как художники Северной Европы адаптировались к итальянскому образу жизни.

http://uploads.ru/t/2/q/h/2qhXz.jpg

Тициан "Вознесение Девы Марии" 1516-1518 г. Санта Мария Глориоза деи Фрари (Венеция)

http://uploads.ru/t/G/K/V/GKVa8.jpg

Пальма Младший "Святая Маргарита" Уффици. Иногда эту картину считают работой Тициана&K.

http://www.tizianoultimoatto.it/Galleria-Fotografica/Opere/997.jpg
Мне она напоминает кающуюся Магдалину.

0

18

Если ребенка с пеленок приучать, что пальцем показывать на что-либо некрасиво, то подобная ситуация исключена.

Джакопо Кименти (да Эмполи) "Опьянение Ноя" Уффици.

http://uploads.ru/i/a/u/e/aueDN.jpg

0

19

А попробуйте-ка угадать, о чем теперь пойдет речь?

http://spoonka.ru/images/stories/01-%20taz_var_500.jpg

Как называется этот прибор?))))

0

20

Миктрик, ты хочешь доказать, что поднятые руки к небу являются наиболее распространенным жестом в религиозной живописи. Думаю, что ты прав. Но, в реальной жизни используются ли они так часто?

Micktrik написал(а):

Если ребенка с пеленок приучать, что пальцем показывать на что-либо некрасиво, то подобная ситуация исключена.

А я до сих пор люблю указывать пальцем и меня не изменить :playful:

Micktrik написал(а):

Как называется этот прибор?))))

Если быть точной - то это медный таз для варки варенья,
а что мы будем с ним делать? :question:

0

21

Lucrezia написал(а):

Миктрик, ты хочешь доказать, что поднятые руки к небу являются наиболее распространенным жестом в религиозной живописи.

Ты забыла дописать "при изображении женщин" :crazy:

Lucrezia написал(а):

Но, в реальной жизни используются ли они так часто?

Ты имеешь в виду современную жизнь в условиях холодного климата? ;) 

Lucrezia написал(а):

Если быть точной - то это медный таз для варки варенья

Для большей точности надо добавить "с ручкой". Неужели не существует более короткого названия?

Lucrezia написал(а):

а что мы будем с ним делать?

Мы продолжим изучение жестов и сварим из них варенье или желе под названием "Noli me tangere". Надеюсь, стало немного понятнее, о чем была моя ассоциативная загадка. :playful:

0

22

Выдержав небольшую паузу, выложу отгадку, которую можно посмотреть в натуре в келье №1 монастыря Сан-Марко (Флоренция).

Фра Ан(д)желико. 1440-42 г. Фреска на стене.

http://uploads.ru/t/Q/W/J/QWJRP.jpg

0

23

Для пояснения приведу небольшой фрагмент из Нового Завета.

11 А Мария стояла у гроба и плакала. И, когда плакала, наклонилась во гроб,
12 и видит двух Ангелов, в белом одеянии сидящих, одного у главы и другого у ног, где лежало тело Иисуса.
13 И они говорят ей: жена! что ты плачешь? Говорит им: унесли Господа моего, и не знаю, где положили Его.
14 Сказав сие, обратилась назад и увидела Иисуса стоящего; но не узнала, что это Иисус.
15 Иисус говорит ей: жена! что ты плачешь? кого ищешь? Она, думая, что это садовник, говорит Ему: господин! если ты вынес Его, скажи мне, где ты положил Его, и я возьму Его.
16 Иисус говорит ей: Мария! Она, обратившись, говорит Ему: Раввуни! - что значит: Учитель!
17 Иисус говорит ей: не прикасайся ко Мне, ибо Я еще не восшел к Отцу Моему; а иди к братьям Моим и скажи им: восхожу к Отцу Моему и Отцу вашему, и к Богу Моему и Богу вашему.
18 Мария Магдалина идет и возвещает ученикам, что видела Господа и что Он это сказал ей.

Пожалуйста, не говорите, что я ошибся темой: речь пойдет именно о жестах. Постараюсь разнообразить свой рассказ - от балета до кинематографической "жести" (о, теперь мы знаем, откуда произошел распространенный подростковый термин!)  :crazy:

0

24

В качестве нелирического отступления хочу немного порассуждать о происхождении слова "жесть". В лексиконе Эллочки-людоедки его не нашлось, но у нее есть родственное по значению "жуть". Расшифровка годится и для нашего неологизма.

"Эх, жизнь моя жестянка" воспетая Водяным в мультфильме "Летучий корабль" стала крылатой фразой. Не помню, какую-то "жесть" до этого мультика! Не уверен, что она появилась сразу, но процесс производства был запущен. Наверное, сначала образовалась более простая и никчемно-безобидная "жисть". Затем произошло ее "ужесточение" под влиянием американских боевиков, чернухи и бандитизма.

Совсем недавно я узнал, что у слова есть монгольские и тюркские корни, примерно так называли медный лист и желтую медь (латунь) на востоке (на казахском звучит как "жез").
Всякие там неприличные и дурацкие жесты с раскоряченными и сжатыми пальцами тоже внесли свою лепту.

Вот тебе, Лукреция, и медный тазик с ручкой для варки варенья! :crazy:

Наглядный пример последует вскоре! :rofl:

0

25

Ой, еще добавлю чуть-чуть, чтобы уже не возвращаться к этому неприятному вопросу. Жуть, ужас (ужосс) и жесть - три градации одного гадского чувства, имеющие разные оттенки - от черного к серому. Если "жуть" и "ужосс" могут иметь величественную, иногда мажорную тональность, то "жесть", как правило, соседствует с презрением, отвращением и отупением при полном отсутствии гармонической тональности.

Ладно, продемонстрирую вам неоготический жестяной нож, всаженный в тело Ренессанса художником Маттиасом Грюневальдом (1515 г.). Нравится ли кому-нибудь подобный карикатурный накал страстей? Мое субъективное мнение - нет.

http://uploads.ru/t/1/3/I/13IpO.jpg

http://uploads.ru/t/v/b/A/vbAjF.jpg

http://uploads.ru/t/j/X/S/jXSaB.jpg

Одни скажут - сильная весчь, другие - жесть :crazy:

0

26

Micktrik написал(а):

Совсем недавно я узнал, что у слова есть монгольские и тюркские корни, примерно так называли медный лист и желтую медь (латунь) на востоке (на казахском звучит как "жез").

Да уж, Миктрик, за твоим полетом мысли трудно уследить, такие неожиданные повороты, даже  крутые виражы в рассуждениях! o.O
Ну и кашу ты заварил ! Путь от живописи до жестяной банки оказался очень коротким.
Предлагаю, все-таки, вернуться к теме. Плавание на жестяной банке  прибило тебя к берегу Маттиаса Грюневальда, а это не лучший берег для изучения живописи. Предлагаю вернуться к итальянским берегам!    :mybb:

0

27

Lucrezia написал(а):

Предлагаю вернуться к итальянским берегам!

Не волнуйся, Лукреция, мы уже вошли в устье Арно и плывем в нашей жестяной банке к самым истокам итальянской жестописи! :crazy:

0

28

Micktrik написал(а):

Иногда требуются жесты темпераментных и неуравновешенных личностей, чтобы добиться художественного равновесия

Micktrik написал(а):

Лукреция, прости, но нет для женщины лучше жеста для выражения эмоций - самых разных! :rofl:

Не спорю, что очень часто для усиления трагизма в религиозных сюжетах художники изображали женщин со вскинутыми вверх руками, со склоненными головами, распластанными на земле телами. Женщины заламывали руки, рвали на себе платья, волосы... Подобные ярко кричащие жесты (позы) характерны для таких религиозных  сюжетов, как распятие, снятие с креста, положение во гроб.
Но и мужчин художники “заставляли” быть эмоциональными, им тоже приходилось поднимать руки вверх, обращаясь к богу.

http://www.wga.hu/art/r/raphael/5roma/5/10trans.jpg

Кульминационный момент Вознесения невозможен без театральных жестов.

Отредактировано Lucrezia (2011-12-30 21:17:54)

0

29

Lucrezia написал(а):

Женщины... рвали на себе платья

Интересно было бы посмотреть o.O

Ладно, для стриптиза сделаем отдельную тему, а пока давай сравним две фрески Джотто с "неприкасаемым" Христом.

http://uploads.ru/t/K/Z/7/KZ7kq.jpg

http://uploads.ru/t/P/3/a/P3aQH.jpg

Лукреция, тебе какая фреска больше нравится?

0

30

Micktrik написал(а):

Женщины... рвали на себе платья

Интересно было бы посмотреть o.O

смотри свой  пост №6 :crazy:

0


Вы здесь » Проект "Флоренция" » Поговорим о Флоренции и об искусстве » Естественные и странные жесты в искусстве