"Чертой теперешнего и прежнего интеллектуализма является наклонность к духовному странствию. Наша мысль вечно бродит в далеких и прошлых мирах, скользя бездомной тенью у чужих порогов, у потухших домашних огней, у покинутых алтарей и заброшенных храмов. " (Павел Муратов) ⚜ ⚜ ⚜

Проект "Флоренция"

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Проект "Флоренция" » Римский форум » Слоник Бернини. Предыстоки, истоки и влияния...


Слоник Бернини. Предыстоки, истоки и влияния...

Сообщений 1 страница 30 из 76

1

Слоник Бернини. Предыстоки, истоки и влияния, которые привели к его созданию.


"Слонам свойственна доброта: если они видят заблудившегося человека, то провожают его до ближайшей дороги" (Гай Юлий Солин. Собрание достопамятных сведений (выдержки). / Пер. и комм. И. И. Маханькова.)

Приветcтвие из Древнего Китая

Спина слона – особое место, не побоюсь даже назвать его святым. Иногда там нет ничего, или есть красивая попона. Часто на слоне восседает сам Будда, “кандидат в будды” (бодхисатва) или какой-нибудь царь. Из предметов на спину помещают колесо дхармы (символизирующее учение Будды), разнообразные вазы, цветок лотоса, священную ступу и прочие драгоценные для буддистов предметы. А почему бы не поставить туда колонну? Обычную или символическую. Об этом давно додумались и без нас.

https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/c/c0/Datong_Yungang_Shiku_2013.08.29_14-19-03.jpg/800px-Datong_Yungang_Shiku_2013.08.29_14-19-03.jpg
Дорога к пещерным гротам Юньган (близ города Датун, провинция Шаньси, из Википедии). Пещерный комплекс второй половины V века нашей эры, династия Северная Вэй.

Изучать рельефы и скульптуры в пещерах мы сейчас не будем, но обратим внимание на слоников и колонны с изображениями Будды, который возносится все выше к небу по пути просветления сознания. Не правда ли, если абстрагироваться от идей буддизма, то похожего слоника мы уже где-то видели (в другой – западной жизни)?

Слоник Бернини

https://b7.ru.icdn.ru/m/micktrik/0/imgsrc.ru_61199380VkY.jpg

https://ru.wikipedia.org/wiki/Юньган

0

2

Интерес к слоникам у меня возник совсем не случайно. Просматривая фотографии нашего коллеги Ариала из его последнего путешествия в Южный Китай, я был поражен популярностью этого необычного, сильного и красивого животного. Хорошо бы сделать фотогалерею с разнообразными скульптурными изображениями, которые встречаются, например, хотя бы на одной горе Эмэй. Из головы у меня не шел римский слоник Бернини, с которым я был очно хорошо знаком, так как в Риме удалось побывать много раз. Захотелось более подробно познакомиться с творением великого скульптора эпохи барокко, разобраться, откуда появилась идея создания монумента, где комбинируются, казалось бы, несовместимые объекты. Заложен ли был в скульптуре какой-то важный символический смысл или лишь желание художника поразить зрителя?

Как выяснилось, тема была уже хорошо проработана. Мне точно не удастся стать первопроходцем в вопросе изучения римских слонов, живых и художественных. Надеюсь, что хотя бы получится разобраться во всех нюансах самому и познакомить с наиболее интересными аспектами читателей. Не буду претендовать на научность, хотя постараюсь опираться на известные исторические факты и документы, статьи и работы исследователей и искусствоведов. Художественная составляющая меня сильно заботит, поэтому ей я постараюсь уделить больше внимания. Возможно, в процессе изучения удастся добавить пару новых свежих штрихов к старинному скульптурному "портрету". Не уверен, что мои поиски увенчаются успехом, но я проверю, есть ли "китайский след" у римского слона.

0

3

"Шкура на спине слона очень жесткая, на брюхе помягче. Щетина у них не растет" (Гай Юлий Солин. Собрание достопамятных сведений (выдержки). / Пер. и комм. И. И. Маханькова.)

Архитектурно-скульптурно-эротический гипноз

Не повлияла ли на появление римского слоника на площади Санта-Мария-сопра-Минерва его китайская родня? Есть некоторое сходство, а разные объекты на спину слона придумали ставить на Востоке Азии достаточно давно. Такие предметы не имеют какого-то утилитарного назначения, а только символический и религиозный смысл. Не исключено, что автор рисунка, на основе которого, как многие считают, Бернини спроектировал свой монумент, где-то познакомился с китайской скульптурой (увидев, что колонна и т.д. располагается на спине). Оставалось только взгромоздить на спину животного египетский обелиск, из числа тех, которые были в Риме еще не пристроены, а не вазу или колонну, что было бы проще, но менее оригинально. Общепринята версия, что у монумента Бернини был единственный главный прототип. Так выглядел слоник с обелиском на гравюре, иллюстрирующей один из сюжетов художественно-фантастического герметического романа "Гипнэротомахия Полифила", который был издан в 1499 году в Венеции в типографии Альдо Мануция.

https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/a/a0/Hypnerotomachia_Polifili_00042.jpg/330px-Hypnerotomachia_Polifili_00042.jpg

Был ли автором сам Альдо Мануций или венецианский доминиканский монах Франческо Колонна – сказать со стопроцентной уверенностью нельзя, так как издано это произведение было анонимно. Леон Баттиста Альберти и Лоренцо Медичи также могут претендовать на авторство. Архитектурные (добавлю, что и скульптурные) мотивы позволяют назвать роман «археологически-мифологическим» (по мнению Бруно Нардини), так как автор в своих сложных аллегориях-снах обильно использовал античные объекты. Перевода на русский язык пока нет, но есть на английский.

Читайте подробнее здесь.

Сохранились рисунки Бернини, где слоник с обелиском очень похож на своего литературного родственника. Вот один из них:

https://b7.ru.icdn.ru/m/micktrik/2/imgsrc.ru_61199382zHu.jpg

Рисунок взят отсюда.

Внимательный зритель заметит, что в "Гипнэротомахии" обелиск как бы проходит через туловище слона, опираясь на постамент, в то время, как у Бернини он стоит именно на спине животного. Конечная реализация монумента несколько отличается от первоначального замысла на рисунке (имеется подпорка под брюхом).

Что же еще сподвигло Бернини выбрать нестандартную подставку для типичного римского обелиска?

Начать исследование можно с Википедии:
https://en.wikipedia.org/wiki/Elephant_and_Obelisk

0

4

"...Слоны разумны почти как люди, обладают хорошей памятью и в своих действиях сообразуются со звездами" (Гай Юлий Солин. Собрание достопамятных сведений (выдержки). / Пер. и комм. И. И. Маханькова.)

Белый слоненок из Виченцы

Читая замечательное исследование профессора Уильяма Хекшера о слонике и обелиске (Heckscher, William S. (1947). "Bernini's Elephant and Obelisk". Art Bulletin. XXIX (3): 155–182.), я обнаружил ссылку на интересный памятник, найти который в Интернете не составило труда.

Те, кто был в Виченце, могли видеть слоника с обелиском рядом с боковым входом в церковь Санта-Корона. Примерно пять лет назад проводилась реставрация, в ходе которой рельеф-монумент привели в порядок и отбелили. Теперь слоник выглядит свежевымытым, цвет свидетельствует о принадлежности к священным животным. Думаю, скульптор никогда не видел настоящих слонов, а использовал для выполнения работы какие-нибудь живописные источники. Ступни напоминают русские лапти, голова сохранилась плохо. Уши выполнены в виде раковин, бивни проглядывают, а хобота я не могу рассмотреть совсем. Скорее всего, он отвалился. Не знаю, было ли это результатом “умелой” реставрации, утрачена “главная рука” в давние времена или таков был первоначальный замысел художника. Радикальные гипотезы считаю менее вероятными.

https://1.bp.blogspot.com/-bBCsyXlQWw8/W4v4uAJkgTI/AAAAAAAAGmk/MvqXTiAcbgY5NmJVC14nsGkJbPs_jY5LgCLcBGAs/s1600/IMG_20180819_213730_569.jpg

Авторство рельефа приписывают Джироламо Питтони, который работал в церкви над другими проектами в 1530 году и, возможно, позже. Слоник у него получился симпатичный, в меру упитанный, небольшой (как слоненок) и белый. Обелиск (вытянутая вверх пирамида) установлен на его спине без всяких подпорок снизу живота (в отличие от гравюры Мануция/Колонна). Погребальный характер памятника мне кажется очевидным, хотя компоненты и реализация очень близки к проекту Бернини.

Что касается надписи, которая трудно различима, то, как пишут в путеводителе по Виченце Франко Барбьери и Ренато Чевезе, источниками монумента могли быть как изображения триумфальных процессий, так и гравюра из “Гипнэротомахии”.

Полный текст такой:
“Qui trasportato nel 1657 dalla prima cappella destra onora un Bambilioni morto nel 1549: l'iconografia del tutto inconsueta sarà da vedersi quale variante del tema umanistico dell'elefante protagonista di corteggi trionfali o dotta derivazione da illustrazioni nell' Hipnerotomachia Poliphili del domenicano Francesco Colonna”.

Белый слоник нам дорог и своей весомой осязаемой скульптурностью - он не плоский бумажный нарисованный персонаж!  :)

Описание монумента я нашел здесь.
Фотография 2018 года взята отсюда.

0

5

"...Самых боль­ших сло­нов постав­ля­ет Индия. Она же постав­ля­ет и змей (драконов), кото­рые нахо­дят­ся в посто­ян­ной враж­де со сло­на­ми; эти змеи (драконы) столь огром­ны, что лег­ко обви­ва­ют сло­нов сво­и­ми коль­ца­ми и сдав­ли­ва­ют их, скру­тив­шись в тугой узел. В этом сра­же­нии поги­ба­ют оба про­тив­ни­ка и побеж­ден­ный слон, падая, сво­ей тяже­стью душит обвив­ше­го его (дракона)" (Плиний Старший, Естественная история)

Триумфальное шествие слонов

В жанре триумфальных шествий одно из самых известных произведений живописи выполнил Андреа Мантенья в 1484 – 1492 годах для герцогов Мантуи (Федерико I, Франческо II Гонзага). Он на нескольких полотнах, общей площадью 70 кв м, изобразил “Триумф Цезаря”, где мы видим торжественную процессию с воинами, пленниками и музыкантами, самим Цезарем, восседающим на колеснице, животными, нагруженными дарами для богов и военными трофеями и т.д.

Вазари так описал произведение художника:
“В этом произведении можно видеть, как при помощи прекраснейшего размещения композиции в триумфальное шествие включены: красота и роскошное убранство колесницы; человек, который поносит триумфатора; родственники; курения, курильницы; жертвенные приношения; жрецы; быки, увенчанные для жертвы; пленники и добыча солдат; строй полков и слоны; доспехи, снятые с врагов; победные значки; города и крепости, олицетворяемые разными колесницами; бесчисленное количество трофеев на копьях; разного вида шлемы и латы; убранства; украшения и сосуды без конца; в толпе зрителей — женщина, ведущая за руку ребенка, который занозил себе ногу, плачет и показывает ее матери изящным и весьма естественным движением.”

Главный герой, завоевавший Галлию и Понтийское царство, нас интересует в меньшей степени – мы сконцентрируем наше внимание на слонах.  Замечу, что они у Мантеньи служат для возвеличивания полководца, государственного деятеля и всего Древнего Рима, как сильные и крупные экзотические животные, способные нести на себе тяжелые трофеи, дары и предметы религиозного культа. Такие слоны сами напоминают “ходячие трофеи”, это могучие переносчики тяжестей, но не священные и волшебные животные, как, например, “драгоценный слон” в Индии или Китае.

“Как церемониальное средство перемещения чакравартина (так называли правителя мира), слон совершенно послушен своему хозяину, следуя его мысленным указаниям в полном телепатическом союзе. На его голове — золотое украшение, на шее — золотое ожерелье, а на спине — шёлковый ковёр. Этого слона можно вести на тончайшей из верёвок, он обладает сверхъестественной способностью перемещаться по небесам. Драгоценный слон часто изображается несущим на спине драгоценное колесо или покрытую материей чашу для подаяний” («Тибетские буддийские символы» Роберт Бир)

https://b7.ru.icdn.ru/m/micktrik/9/imgsrc.ru_61188689qSw.jpg

Определенное сходство, правда, все равно обнаруживается, так как слоны Мантеньи несут на себе подношения для богов и курильницы, что имеет отношение к религиозному культу.

https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/6/6e/Triumph5-Mantegna-elephants.jpg/800px-Triumph5-Mantegna-elephants.jpg

У Мантеньи это существа подчиненные, серые, можно сказать, заурядные, хотя и были они редкими животными. Видно, что художник рисовал их не с натуры.

О "Триумфе Цезаря" Мантеньи более подробно почитайте в Википедии.

Сейчас оригинал “Триумфа Цезаря” находится близ Лондона в Королевской коллекции Хэмптон-Корт. Или вы можете посмотреть копии в Сиенской пинакотеке, выполненные итальянским художником Людовико Донди в начале XVII века. Существует также большое количество гравюр с изображением “Триумфа”, где удобно рассматривать детали (слонов).

https://art.famsf.org/sites/default/files/artwork/mantegna%28after%29/5050161212620009.jpg
Взято отсюда.

Что же делать, если вы никогда не сталкивались со слонами в живой природе, но вам их нужно нарисовать как можно более близко к оригиналу? Сейчас вы бы воспользовались Интернетом, в двадцатом веке к вашим услугам были энциклопедии, из которых легко было почерпнуть массу информации об этих животных, включая их внешний вид. Примерно так же обстояли дела и в Средние Века. Литературный жанр, позволяющий получить определенные сведения из различных областей (история, астрономия, алхимия, архитектура, медицина или отдельные их аспекты), иллюстрируемых гравюрами, был очень популярен. Назывался он Speculum, что можно перевести как зерцало, а по сути своей представлял тематические сборники или энциклопедии, или даже обзоры и инструкции в определенной области знаний.
Большим успехом пользовался Speculum Romanae Magnificentiae, где были собраны памятники, предметы, виды и сведения из истории античного Рима.
Сейчас множество картинок содержится в электронной библиотеке здесь (и в других подобных).

В том числе там можно найти и слонов.
https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/2/27/Speculum_Romanae_Magnificentiae-_Wild_Animals%2C_from_antique_wall_paintings%2C_plate_1_MET_DP870309.jpg/1200px-Speculum_Romanae_Magnificentiae-_Wild_Animals%2C_from_antique_wall_paintings%2C_plate_1_MET_DP870309.jpg
Speculum Romanae Magnificentiae: Wild Animals, from antique wall paintings, plate 1, Engraving, 1547 (картинка из Википедии)
https://en.wikipedia.org/wiki/Speculum_literature

Да, для Рима слон всегда был чем-то особенным, начиная с античных времен. Вспомним, например, армию Ганнибала, в которой были эти животные, ставшие сюрпризом для римлян, и имя Цезаря (его этимология) часто ассоциировалось со слоном. Слонов в имперский Рим стали активно завозить, но сведения о них оставались отрывочными, противоречивыми и фантастическими. Плиний Старший (уже после Цезаря) описывал в своей "Естественной истории" вражду слона и дракона. Поединок между ними часто заканчивался "ничьей" (обоюдной гибелью): дракон обвивал слона и душил, а слон падал и давил противника. Представления Цезаря могли быть другими. По одной из версий слон символизировал Помпея, который во время триумфа не смог въехать в узкие ворота Рима, так как его колесницу везли четыре слона. Насмешка могла заключаться и в том, что Цезарь завладел казной Рима, которую не смог уберечь Помпей. Конечно, более вероятно, что слон на монете - это сам Цезарь.
http://ancientrome.ru/numizm/rome/rep/den/julia/B009.jpg
(Слон-Цезарь топчет дракона-врага Рима)
Взято отсюда.

Была ли необходимость видеть живых слонов при таком изобилии их живописных изображений? Я не сомневаюсь, что именно прекрасное создание природы, а не человека необычайно поражало и восхищало тех счастливчиков, которые имели возможность его наблюдать. Представьте себя ребенком, первый раз в жизни увидевшим живого слона в цирке или зоопарке!

0

6

Micktrik написал(а):

но я проверю, есть ли "китайский след" у римского слона.

Интрига интересная. Читаю понемногу между пляжем и застольем.)

0

7

Leggy написал(а):

Интрига интересная. Читаю понемногу между пляжем и застольем.)

Скоро будет испанское продолжение)

0

8

"Когда слон пойман и находится во власти человека, его можно приручить, дав ему выпить ячменного отвара" (Гай Юлий Солин. Собрание достопамятных сведений (выдержки). / Пер. и комм. И. И. Маханькова.)

“По улице слона водили…” Слоник Пуссена

Посмотрев на рисунок Бернини, мы задаемся вопросом, видел ли римский скульптор, художник и архитектор настоящих слонов. Да, сомнений нет, хотя эти животные все еще были редкими гостями в Европе и Риме.

В мае 1630 года азиатский слоник, совершавший уже четыре года гранд тур по Европе, прибыл в Рим. Его звали Дон Диего, и он был первым за последние сто лет слоном, который вошел в ворота Вечного города. Разместили экзотического гостя в зале первого этажа палаццо Венеция. Толпы любопытных зрителей сбегались посмотреть на представления с участием Дон Диего, несмотря на то что посещение мероприятия не было бесплатным. Не мог остаться в стороне и Кассьяно даль Поццо, ученый, меценат и секретарь кардинала Франческо Барберини. Там, где появляется любитель искусства и естественных наук, обязательно должны быть и его “сподручные” – художники, которые запечатлевают редкое в Европе животное в масштабных полотнах и небольших рисунках. Никола Пуссен нарисовал для своего патрона “Ганнибала, пересекающего Альпы на слоне”, где мы видим настоящего индийского слона, отощавшего во время утомительного перехода.

https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/f/fd/Hannibal_traversant_les_Alpes_%C3%A0_dos_d%27%C3%A9l%C3%A9phant_-_Nicolas_Poussin.jpg/800px-Hannibal_traversant_les_Alpes_%C3%A0_dos_d%27%C3%A9l%C3%A9phant_-_Nicolas_Poussin.jpg

Известно, что и Дон Диего вынужден был перейти Альпы, чтобы попасть в Италию. Условия его содержания и путешествия не были тепличными. Приходилось совершать длительные пешие переходы в любую погоду. От дождя его обычно защищала пропитанная воском попона. Гостиниц для таких больших постояльцев не строили, поэтому ночевать часто приходилось на улице, или, если повезет, удавалось разместиться на первом этаже какого-нибудь палаццо (al piano terra), где трудно было согреться в холодное время года.

Дон Диего родился в Индии или на Цейлоне; в подростковом возрасте, когда было ему четыре года, португальцы привезли его в Мадрид. В то время принц Чарльз, сын английского короля Джеймса I, сватался к сестре испанского короля Филиппа IV. Принца в той поездке сопровождал герцог Бекингем, который в письме своему королю перечислял, с какими подарками они возвращаются домой. Среди различных экзотических животных оказался и азиатский слоник. Как пошутил венецианский посол, вместо инфанты привезли элефанта. Так и получилось, свадьба не состоялась. Слон же сначала пользовался большой популярностью. Видимо, тогда он и получил свое имя, которое было типично испанским в представлении англичан. В литературе того времени Диего было общепринятым прозвищем испанцев. Забавно, что английское имя Джеймс также соответствовало испанскому Диего. Через некоторое время королевский интерес к слону стал резко падать, а расходы на его содержание оставались высокими. Очень вероятно, что осадок от неудачных брачных переговоров повлиял на отношение к животному. Увы, такова судьба многих слонов в Европе: их дарили королям, а потом те, удовлетворив любопытство, передаривали свои надоевшие игрушки придворным, которые сдавали слонов в аренду дельцам-предпринимателям, эксплуатирующим животных и нанимающим гастролирующих артистов и обслуживающий персонал, чтобы зарабатывать деньги во время представлений. Качество жизни слона при этом значительно снижалось, так как ухудшались условия его содержания, питание становилось более скудным, а постоянные путешествия и выступления перед зрителями изнуряли. Так и случилось с Доном Диего, который попал во Францию, а потом стал развлекать публику разных городов Европы. А принц Чарльз все же нашел себе суженую при французском дворе, но испанец им был уже не нужен.

Нрав у слоника был добродушный и невредный. Он умел по команде вставать на колени или ложиться, поднимать хоботом человека, или незаметно вытаскивать у него из заднего кармана сладости; его научили и дурному: пить вино и курить трубку. Дон Диего часто катал на себе богатых бездельников (нобилей), которые считали особым шиком пропустить рюмочку-другую, сидя на его спине. Повезло, что у слона сложились хорошие дружеские отношения с французом, который за ним ухаживал и с ним выступал. Это скрашивало нелегкую жизнь путешествующего артиста. Они спали в одном помещении, не желая надолго разлучаться, оба отдавали предпочтение французской кухне (например, поедая булочки и запивая их вином), ласково и заботливо относились друг к другу.

Наверное, именно в Париже Рубенс впервые увидел Дона Диего. Он нарисовал свою версию “Триумфа Цезаря” (пастиш), где слоны выглядят реалистичнее, чем у Мантеньи.
https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/c/c2/A_Roman_Triumph%2C_about_1630%2C_Peter_Paul_Rubens.jpg/1200px-A_Roman_Triumph%2C_about_1630%2C_Peter_Paul_Rubens.jpg
(Rubens, c 1630: A Roman Triumph, National Gallery, London)

Выделю интересующий нас фрагмент.

https://b7.ru.icdn.ru/m/micktrik/5/imgsrc.ru_61363845zHw.jpg

Несмотря на некоторую барочную аморфность, слоны у Рубенса получились более живые и анатомически правильные.
Все детали картины вы можете рассмотреть на сайте Национальной галереи Лондона (выделяя и увеличивая интересующие вас фрагменты).

Приключения слоника в Европе и их живописные последствия прекрасно и подробно описаны в научной статье искусствоведа Луис Райс “Слон Пуссена” (Louise Rice "Poussin's Elephant"), которую вы можете найти здесь. Автор упоминает многие картины и рисунки с изображением слона, уточняет даты их создания. Ее аргументы убедительны и увлекательны. Написана работа хорошим литературным английским языком. Рекомендую ее всем изучающим итальянское искусство (и английский язык). Отсюда я впервые узнал о существовании Дона Педро, пардон, Диего, заинтересовался его судьбой, осознал, какой художественный импульс вызвало его появление в Европе и Италии.

В Риме слона видел и зарисовал другой подопечный Кассьяно даль Поццо. Следуя наставлениям Леонардо да Винчи (наблюдать за живой и неживой природой), Пьетро Теста часто рисовал с натуры животных. Сохранилась гравюра с изображением Дона Диего, выполненная по его рисунку для другого римского любителя экзотики (Франческо Гвальди).

https://b7.ru.icdn.ru/m/micktrik/9/imgsrc.ru_61364099ZzX.jpg
Pietro Testa. Don Diego in Rome, 1630 (from Giulio Cesare Bottifango,  Lettera dell ’  elefante , Rome, 1630). Engraving, 16 x 20 cm. Rome, Istituto Centrale per la Grafica.

Неаполитанский художник Андреа ди Лионе видел слона в Риме и затем в Неаполе, где продолжились гастроли. Дон Диего стал множественным персонажем его картины “Слоны в цирке” (имеется в виду римский цирк, 1640, музей Прадо).

https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/6/69/Lione-elefantes_en_el_circo-prado.jpg/800px-Lione-elefantes_en_el_circo-prado.jpg

На сайте музея пишут, что художник в качестве источника для своей работы использовал собрание гравюр римских древностей (Speculum Romanae Magnificentiae,1575 год) Антуана Лафрери, где были изображены дикие животные Африки и предметы и монументы той эпохи. (Обратите внимание, что слоны располагаются на фоне обелиска!) Точка зрения Луис Райс мне намного ближе: живой слон – незабываемое зрелище!

Обелиски и конусообразные столбы или меты (metae) устанавливались на центральной платформе арены, которая называлась спИна (spina). Как вы уже поняли, spina означает хребет, позвоночник или спинА. Получается, что обелиск стоит на спине!
Посмотрим на рисунке.
https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/0/00/Circus_Maximus_%28Atlas_van_Loon%29.jpg/1024px-Circus_Maximus_%28Atlas_van_Loon%29.jpg
Изображение 1649 года (из Википедии).

Луис Райс нашла малоизвестную работу Пуссена (сейчас в частной коллекции во Франции), где слон изображен в сцене евангельского сюжета “Отдыха на пути в Египет” (1635-1640 годы). Детали удобно рассматривать на гравюре.
Приведу и цветное изображение, взятое из статьи Райс (да простят меня владельцы картины и автор).

https://b7.ru.icdn.ru/m/micktrik/4/imgsrc.ru_61364394DuH.jpg

Почему на этой картине появляется слон? Как многие считают, он символизирует Африку. Есть, правда, что-то печально-мистическое в его уходе со сцены по дороге мимо надгробного камня на фоне заката. Возможно, художник напоминает нам о счастливых временах жизни в Аркадии, раю, джунглях Индии или Цейлона, которые канули в Лету (лето закончилось и всех нас ждет долгая холодная зима).

После Неаполя Дон Диего побывал в Генуе, затем вернулся в Южную Францию, много гастролировал в Провансе. Здесь его следы теряются. Надвигалась зима. Плохое питание, постоянные пешие переходы и холодный климат Европы не позволяют надеяться, что его век был долгим. Дон Диего стал рок-звездой эпохи барокко (рок – от слова скала). Своей неспешной тяжелой поступью он вошел в историю живописи, вдохновив многих художников XVII века на создание шедевров.

0

9

Пока готовится следующая часть, предлагаю вам мультипликационную паузу.

0

10

Micktrik написал(а):

Обелиски и конусообразные столбы или меты (metae) устанавливались на центральной платформе арены, которая называлась спИна (spina). Как вы уже поняли spina означает хребет, позвоночник или спинА. Получается, что обелиск стоит на спине!


Если вспомнить "Мальчика, вынимающего занозу" (Spinario), выходит, что обелиск на спине слона в определённом смысле - спина (шип) в спине. :)
spīna
1) шип
2) терновый куст, терновник
3) зоол. игла, колючка
4) зубочистка
5) кость (рыбья)
6)
а) хребет, позвоночный столб
б) поэт. спина

И я вспомнила ещё одного известного живописного слоника, вернее, слониху Ханскен. Может, сгодится в коллекцию? Почитать можно здесь
Рембрандт, Слон, 1637 г., Британский музей
http://s3.uploads.ru/fvgth.jpg

0

11

Leggy написал(а):

Если вспомнить "Мальчика, вынимающего занозу" (Spinario), выходит, что обелиск на спине слона в определённом смысле - спина (шип) в спине.

Да, можно и так - как ни крути)

Leggy написал(а):

И я вспомнила ещё одного известного живописного слоника, вернее, слониху Ханскен

Про это еще будет в следующей части)

0

12

"Афри­кан­ские сло­ны боят­ся индий­ско­го сло­на и не осме­ли­ва­ют­ся даже глядеть на него, посколь­ку индий­ские сло­ны намно­го пре­вос­хо­дят вели­чи­ной афри­кан­ских" (Плиний Старший, Естественная история)

По улицам Европы водили и слониху. Слоник Рембрандта

Когда Дон Диего покидал сцену, появилась новая яркая звезда. То была слониха, родившаяся на Цейлоне в 1630 и привезенная в Амстердам летом 1633 года. Ее имя Ханскен и означало “слоник” в свободном переводе с дравидийского (одного из языков Индии) на голландский.  Сохранился рисунок Рембрандта, где она изображена.
https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/3/30/Hansken.rembrandt.jpg/330px-Hansken.rembrandt.jpg
Ханскен. Эскиз Рембрандта (1637).

Итак, слониха прибыла в Голландию не в качестве дорогой игрушки для королей, а с более прагматической целью, имеющей прямое отношение к шоу-бизнесу. Возможно, так даже лучше, чтобы не было иллюзий на какое-то счастливое и обеспеченное будущее при королевском дворе. Ее трудовая деятельность на потеху публики началась с юного возраста и продолжалась до конца жизни. Из хорошего: кажется, она не пристрастилась к вину и курению.

Ханскен освоила множество трюков, которыми приводила в восторг зрителей. Среди них: фехтование, размахивание флагом, вытаскивание денег из карманов или подбор их с земли, надевание шляпы себе на голову, ношение ведра с водой, поднимание передних ног (слоновый канкан) и т.д. Все желающие могли купить гравюру, где описывались и рекламировались разнообразные таланты слонихи. Сейчас данный проспект хранится в Рейксмусеуме Амстердама, где удобно рассматривать детали (в Интернете). Посмотрите – напишите, что еще умела делать Ханскен (я не все понял). К картинкам есть и надписи на голландском, которые я поленился переводить, понадеявшись на любознательных читателей. Обратите внимание, что на гравюре заметны небольшие бивни, совсем не характерные для слоних, тем более азиатских.

https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/e/ec/Hansken.skills.jpg/220px-Hansken.skills.jpg
Неизвестный автор. 1640-50 годы.

Слониха посещала ярмарки Голландии, Германии, а в 1651 году она добралась до Рима, а потом и Флоренции. Без сомнения, Бернини имел возможность увидеть ее живую. Кроме того, осталось много гравюр флорентийского художника Стефано делла Белла, который жил и работал в Риме, Париже, путешествовал по Нидерландам.

Например, такие изображения:
https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/6/64/Plate_16-_an_elephant_in_center%2C_his_mahout_standing_to_the_right_wearing_an_Oriental_costume%2C_another_elephant_to_left_in_background%2C_from_%27Diversi_capricci%27_MET_DP833181.jpg/721px-thumbnail.jpg
Стефано делла Белла, серия «Diversi Animali», гравюра на меди, 1644–47 гг
https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/8/82/Elephant_%28Diversi_Animali%29.jpg/1024px-Elephant_%28Diversi_Animali%29.jpg
Стефано делла Белла,«Слон», серия «Diversi Сapricci», гравюра на меди, 1641

Интересно, что представленные гравюры датируются более ранним временем, чем итальянский вояж. И на них изображены слоны, а не слонихи, о чем свидетельствуют бивни, хотя их всегда легко подрисовать на радость зрителям. Думаю, что изображения диких слонов пользовались большей популярностью, чем "домашних", но почему бы при написании портрета не использовать живую добродушную супермодель, которой была Ханскен? В общем, есть отдельные вопросы, касающиеся происхождения некоторых слонов Беллы, но очевидно, что к этим животным был огромный интерес, а они для Европы оставались экзотикой. Есть большая вероятность, что Ханскен была в Париже примерно в 1643 году, где ее видел Белла. О жизни слонихи, полной приключений и путешествий, читайте на посвященном ей сайте:
http://www.elephanthansken.com/

Во Флоренции художник выполнил, можно сказать, и посмертный портрет Ханскен 9 ноября 1655 года, там он ее видел живую и мертвую. В музее города La Speccola и сейчас хранится и демонстрируется скелет Ханскен.

Когда прославленный итальянский скульптор и архитектор Лоренцо Бернини совершал поездку во Францию (в 1665 году), чтобы выполнить заказы Людовика XIV, его всегда приветствовали толпы народа. Как шутил великий мастер, он стал популярным как слон (пишет Луис Райс). Нет сомнений, он был под впечатлением от выступлений этих красивых. сильных и необычных животных, что не могло не отразиться на творчестве скульптора. Живые слоны подталкивали Бернини (своими бивнями и хоботами) к единственно правильному решению при выполнении последнего монумента, не давая сбиться с выбранного ранее пути. :)

0

13

Мультипликационная пауза

0

14

“…Он наиболее близок человеку по разуму, поскольку понимает язык своей страны и повинуется приказам, а также помнит об обязанностях, которым обучен; его радует любовь и оказываемый ему почет; более того, он обладает качествами, редкими даже у людей, — честностью, благоразумием, справедливостью, а также благоговейным отношением к светилам и почитанием солнца и луны” (Плиний Старший, Естественная история)

Завещание Анноне. Слон Рафаэля и папы Льва X.

Рассказав о слониках семнадцатого века, нельзя не упомянуть их знаменитого предшественника, оказавшего большое влияние на искусство Возрождения.

В 1514 году римскому папе Льву X король Португалии Мануэль I подарил молоденького индийского слоника по имени Ханно (Hanno, Annone). Как говорят, он был белого цвета.

Ганнон (Hanno, Annone) было распространенным именем правителей Карфагена, а римляне надолго запомнили пунические войны и великого (и ужасного) полководца Ганнибала. Ганнон, в том числе на русском языке, очень похоже на слово “слон”. Мне кажется, что в индоевропейской семье у нас больше сходств, чем различий.

“Слово «слон» (англ. elephant) этимологически происходит от первой буквы древнееврейского алфавита — Алеф, что означает «вол» или «бык». На санскрите «слон» известен под названием «хастин», что означает «обладающий рукой» (санскр. hasta)”. ("Тибетские буддийские символы", Роберт Бир)

По случаю прибытия Анноне к папскому двору Паскуале Маласпина сочинил стихотворение, где отмечал танцевально-музыкальные способности слоника.

Начиналось оно примерно так:

Викарий Христа в Бельведере
Увидел ручного слона,
Который заставил поверить:
Нигде лучше нет плясуна!

Далее отмечается, что слоник так громогласно трубил, что уши закладывало у всех обитателей Ватикана. И умел он так эффектно преклонить колени перед папой, что весь двор был в восторге. Наибольшее удовольствие Лев X получал тогда, когда Анноне неожиданно обливал кардиналов водой из хобота  (этого уже нет в стихотворении).

Слоник был участником многих увеселительных мероприятий. Так на нем восседал аббат Барбарелло из Гаэты, возомнивший себя поэтом, равным Петрарке. Он намеревался проехаться с триумфом по всему городу, что у многих вызывало смех.
Сохранилась пара изображений с участием Барбарелло.

https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/2/2b/Hanno.barabello.1.jpg
https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/6/63/Hanno.baraballo.2.jpg
Взято из Википедии.

Данный пример показывает, что белый слоник воспринимался на Западе не так серьезно, как на Востоке, где на нем восседали цари, принцы или боги (согласно многим мифам). В Риме к нему не относились как к священному животному.

Белый слон по-английски

“Белым слоном” ("white elephant") в английском языке стали называть дорогие, необычные и престижные вещи или объекты, владение которыми становится обременительным для их хозяев. Когда хлопот от них больше, чем удовольствия и прибыли. Скажем, речь может быть о замке (с большими затратами на содержание и налогами), огромном и неэкономичном автомобиле, бесприбыльном предприятии, личном самолете с экипажем (большее время простаивающим без дела), экзотическом животном, таким как слон, и т.д. В этом смысле Анноне не был “белым слоном”, так как Лев X мог его себе позволить, получал большое удовольствие от общения с питомцем и даже не помышлял о том, чтобы избавиться от него (в отличие от некоторых королей).

Анноне стал любимцем папского двора, его запечатлел на нескольких рисунках сам Рафаэль. Например, так:
https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/e/e2/Hanno.raffael.jpg
Анноне, слон Папы Льва X, перо и чернила. Рисунок Рафаэля или Джулио Романо (копия рисунка Рафаэля)
Взято из Википедии.

В ватиканской фреске лоджий Рафаэля “Сотворение животных” слон достаточно реалистичный, так как художник прекрасно знал, как он выглядит (и его ученики тоже знали).
https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/0/0b/Raffael.rhino.jpg
Взято из Википедии.

Из-за неблагоприятных погодных условий и неправильного питания, прожив всего два года в Риме, слоник умер в возрасте семи лет (в 1516 году). Похоронили его в Бельведерском дворике, Рафаэль выполнил фреску для его надгробия (не сохранилась), а папа Лев X сам сочинил эпитафию. Рисунок, хранящийся в библиотеке Эскориала, дает представление о памятнике:
https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/e/e0/Hanno.Epitaph.jpg
Взято из Википедии.

Пьетро Аретино, написавший сатирический памфлет “Последняя воля и завещание слона Ханно”, обеспечил взлет своей карьеры, можно сказать, благодаря слону Льва X.

Ханно и Ханскен – звучит как брат и сестра из какой-нибудь сказки Андерсена, хотя их разделяет более века. Правда, один - белый, другой - серый – два веселых слоника!

В парке Бомарцо  (“Священном лесу” или “Саду Чудовищ”), спроектированном Пирро Лигорио для кондотьера Пьеро Франческо Орсини, есть скульптура под названием “Слон Ганнибала хватает римского легионера” (1547 – 1585).

http://www.chess-museum.com/uploads/4/8/4/6/484601/bosco-sacro-garten-italien-bomarzo_orig.jpg
Взято отсюда.

Здесь на спине слона располагается кирпичная башня, что довольно часто встречалось на средневековых миниатюрах, хотя есть и другое объяснение, о котором мы поговорим позже. Речь идет не о простом конвертировании изображения на бумаге в объемную каменную скульптуру!

Бернини постоянно находился при папском дворе, который был неистощимым источником его заказов. Нет сомнений, что он был хорошо знаком с творчеством своих предшественников, великих художников, скульпторов и архитекторов Возрождения. Слоник впервые и навсегда стал почетным жителем Ватикана, запечатленным в произведениях искусства и оставшимся в памяти народа Рима, его аристократов, пап и их приближенных.

0

15

Мультипликационная пауза.

0

16

Micktrik написал(а):

В ватиканской фреске лоджий Рафаэля “Сотворение животных” слон достаточно реалистичный, так как художник прекрасно знал, как он выглядит (и его ученики тоже знали).


Реалистичный - да, но почему он не выше тех животных, что рядом с ним?

Micktrik написал(а):

Из-за неблагоприятных погодных условий и неправильного питания, прожив всего два года в Риме, слоник умер в возрасте семи лет (в 1516 году). Похоронили его в Бельведерском дворике, Рафаэль выполнил фреску для его надгробия (не сохранилась), а папа Лев X сам сочинил эпитафию.


Трогательная история.

Micktrik написал(а):

Здесь на спине слона располагается кирпичная башня, что довольно часто встречалось на средневековых миниатюрах, хотя есть и другое объяснение, о котором мы поговорим позже. Речь идет не о простом конвертировании изображения на бумаге в объемную каменную скульптуру!


Чувствую, мы приближаемся к развязке!

0

17

Leggy написал(а):

Реалистичный - да, но почему он не выше тех животных, что рядом с ним?

Не знаю. Возможно, бог сначала создал животных одинаковыми, а потом масштабировал их :idea:

Leggy написал(а):

Чувствую, мы приближаемся к развязке!

Ну, скорее к миттельшпилю)
Чтобы приступить к настоящему серьезному расследованию, надо собрать аудиторию новичков, ввести их в курс дела, познакомить с эпохой, политической ситуацией и главными действующими лицами :yep:

0

18

Как и обещал во втором посте, выкладываю галерею китайских слоников, которые обитают на Эмэйшане (почти все), горе в провинции Сычуань. Изображения взяты с фотографий из последнего путешествия Ариала в Южный Китай. Многие из них вы найдете в рассказе о его поездке:
http://talusha.3bb.ru/viewtopic.php?id=9533

https://b7.ru.icdn.ru/m/micktrik/1/imgsrc.ru_61438711MfM.jpghttps://b7.ru.icdn.ru/m/micktrik/2/imgsrc.ru_61438712aBf.jpghttps://b7.ru.icdn.ru/m/micktrik/3/imgsrc.ru_61438713MaA.jpg
https://b7.ru.icdn.ru/m/micktrik/4/imgsrc.ru_61438714BiJ.jpghttps://b7.ru.icdn.ru/m/micktrik/5/imgsrc.ru_61438715oWf.jpghttps://b7.ru.icdn.ru/m/micktrik/6/imgsrc.ru_61438716LaS.jpg
https://b7.ru.icdn.ru/m/micktrik/7/imgsrc.ru_61438717eQl.jpghttps://b7.ru.icdn.ru/m/micktrik/8/imgsrc.ru_61438718DjB.jpghttps://b7.ru.icdn.ru/m/micktrik/9/imgsrc.ru_61438719cRt.jpg
https://b7.ru.icdn.ru/m/micktrik/0/imgsrc.ru_61438720FdT.jpghttps://b7.ru.icdn.ru/m/micktrik/1/imgsrc.ru_61438721gNj.jpghttps://b7.ru.icdn.ru/m/micktrik/2/imgsrc.ru_61438722FeF.jpg
https://b7.ru.icdn.ru/m/micktrik/3/imgsrc.ru_61438723dUy.jpghttps://b7.ru.icdn.ru/m/micktrik/4/imgsrc.ru_61438724WaQ.jpghttps://b7.ru.icdn.ru/m/micktrik/5/imgsrc.ru_61438725xJg.jpg
https://b7.ru.icdn.ru/m/micktrik/6/imgsrc.ru_61438726RkH.jpghttps://b7.ru.icdn.ru/m/micktrik/7/imgsrc.ru_61438727gGu.jpghttps://b7.ru.icdn.ru/m/micktrik/8/imgsrc.ru_61438728lTl.jpg

Как вы видите (на примере одной горы), скульптуры и рельефы слоников очень популярны в Китае и других странах Восточной Азии, где широко распространены буддизм и индуизм.

Продолжение будет иметь некоторое отношение к скульптуре, на что я вас и настраиваю. Пока очередную серию снимают в Болливуде, все желающие могут проверить свою сообразительность и эрудицию. Надеюсь, вы тренируетесь - смотрите передачу "Своя игра" на канале "НТВ", но только ее, успевая вовремя выключить телевизор, чтобы не добиться обратного результата. Из нее я вам и задам вопрос.

Неизвестный мастер уже в XI веке реалистично выточил статуэтку слона. Частью чего она была?

https://b7.ru.icdn.ru/m/micktrik/3/imgsrc.ru_61462423EnZ.jpg

0

19

Micktrik написал(а):

Как и обещал во втором посте, выкладываю галерею китайских слоников


Почему во втором? В 18-ом! ))

Micktrik написал(а):

Неизвестный мастер уже в XI веке реалистично выточил статуэтку слона. Частью чего она была?


Этот выпуск не видела, целенаправленно передачу не смотрю, только когда случайно включаюсь.
Предположу, что этот слоник - шахматная фигурка. То есть - часть набора для игры в шахматы?

0

20

Дочь моего знакомого в Штатах вышла замуж за американца с индийскими корнями. Свадьбу сыграли в Индии, невесту сопровождал отец. Одним из этапов яркой церемонии было прибытие жениха на слоне.
http://sg.uploads.ru/t/uRdao.png

0

21

Leggy написал(а):

Предположу, что этот слоник - шахматная фигурка. То есть - часть набора для игры в шахматы?

Да, верно, из так называемого набора шахмат "Карла Великого", хотя он был королем франков в VIII  веке. Лучше сказать, что в стиле Карла Марла :)
http://1400.xn--p1ai/wp-content/uploads/2013/03/image026.jpg

marc написал(а):

Дочь моего знакомого в Штатах вышла замуж за американца с индийскими корнями. Свадьбу сыграли в Индии, невесту сопровождал отец. Одним из этапов яркой церемонии было прибытие жениха на слоне.

Слонов для таких случаев сдают на прокат? Или он теперь домашний любимец молодых? :)

0

22

Micktrik написал(а):

Слонов для таких случаев сдают на прокат?

ну да, напрокат - вместе со всеми причиндалами. вот какую информацию об организации свадьбы в Индии дает российский сайт свадебных фотографов:

Сумма, которую запросят свадебные агентства для проведения праздника в Индии, может колебаться от 350 до 1500$. Сюда входит организация бракосочетания с брахманом, мероприятия перед свадьбой, аренда традиционных нарядов, музыка, услуги передвижения на празднике (лимузин или слоны) и любой ваш каприз.

да что это я... ведь среди нас профи.

0

23

marc написал(а):

да что это я... ведь среди нас профи.


Если это намёк на мой прежний бизнес, то слоны у нас в диковинку. :) Хотя был один индиец, красивый, вежливый, интеллигентный, образованный, с прекрасным английским языком, наследник знаменитого рода, звали его Рави. Он работал в Москве по контракту 2 года и решил найти русскую невесту. Невесту нашёл, но его родители брак не одобрили. Поэтому на индийской свадьбе со слоном нам погулять не посчастливилось.
И пока в тему, а про китайского профессора я вам не рассказывала? Приехал к нам однажды профессор русского языка из Пекина. По-русски говорил очень хорошо, но почти ничего не понимал, русскую речь на слух не воспринимал. Рассказал нам, что для него идеал женщины - жёны декабристов, которые последовали за своими мужьями в Сибирь. Желание найти такую жену привело его в Россию. Помню он всё повторял: "Помогайте мне, помогайте". Мы пытались помочь, но увы...профессор был в возрасте и маленького роста, а Китай в то время ещё не вошёл в моду у русских невест. Не нашёл он у нас свою декабристку. ))

0

24

marc написал(а):

ну да, напрокат

Да, это оригинальней лимузина.

Заметил, что фигуры слонов из набора Карла Великого отличаются - забавно, что они размножились.

https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/7/72/Ajedrez_de_Carlomagno_02.JPG/800px-Ajedrez_de_Carlomagno_02.JPG
https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/d/da/Cabinet_des_m%C3%A9dailles%2C_Paris_-_Charlemagne_Chessmen_-_Knight_and_Elephant.jpg/1024px-Cabinet_des_m%C3%A9dailles%2C_Paris_-_Charlemagne_Chessmen_-_Knight_and_Elephant.jpg

0

25

Leggy написал(а):

И пока в тему, а про китайского профессора я вам не рассказывала?

в ту же тему, но про студента. учился с нами Валера Руденко, все с ним было нормально. на четвертом курсе он оказался китайцем и уехал к отцу в КНР. тогда только обратили внимание на разрез его глаз, а в остальном, видимо, мамины гены сильнее были.

0

26

marc написал(а):

тогда только обратили внимание на разрез его глаз, а в остальном, видимо, мамины гены сильнее были.

А как вам разрез глаз на первой картинке в предыдущем 24-м посте?  :rolleyes:

Задам еще один вопрос нашим знатокам, который имеет отношение к продолжению рассказа.

Какая колокольня самая высокая в Италии? :question:

0

27

Micktrik написал(а):

А как вам разрез глаз на первой картинке в предыдущем 24-м посте?  :rolleyes:


Это явно не китайцы. ) И они продолжают размножаться! Тот пучеглазик, что сидит к нам лицом, - кажется, беременный. )

Micktrik написал(а):

Какая колокольня самая высокая в Италии? :question:


Предположу, что колокольня Джотто во Флоренции. Я на неё лезла-лезла, но так и не долезла, оставалось всего половина последнего пролёта, но навстречу спускалась большая группа китайцев (опять они)), поэтому я вынуждена была спуститься на предыдущий уровень, а потом не захотела подниматься.
Нет, не она?

0

28

Leggy написал(а):

Нет, не она?

Когда я в Болонье карабкался на Азинелли (97,2 м), которая выше флорентийской, то увидел на стене плакатик, где был правильный ответ. Желающие могут слетать в Болонью :whistle:
Если плакатик сняли, то я не виноват :crazy:

0

29

Leggy написал(а):

Это явно не китайцы. ) И они продолжают размножаться! Тот пучеглазик, что сидит к нам лицом, - кажется, беременный. )

Он наелся как слон :)

0

30

Leggy написал(а):

Предположу, что колокольня Джотто во Флоренции. Я на неё лезла-лезла, но так и не долезла

http://www.biancoloto.com/venezia/40.jpg

а я вот на эту поднялся.
на лифте.
правда, она пятая по высоте в Италии. когда мы там наверху стояли, вдруг колокола кааак бабахнули...
раз уж подсмотрел в интернете, назову и самую высокую.

Стоящая возле кафедрального собора в итальянском городке Мортельяно (регион Фриули-Венеция-Джулия) колокольня оказалась самой высокой в этой стране. Но, кроме рекордной высоты 113,2 м, данному архитектурному объекту пока нечем похвастаться – построили её в 1914 году, когда шла Первая мировая война, боевые действия её в конце концов и разрушили. Поэтому та башня, которую туристы могут сейчас лицезреть в Мортельяно и вовсе является её более поздней реконструкцией, относящейся к концу 50-х годов.

эх, малость не дотянули до цифры 123, которую сегодня знают все.

0


Вы здесь » Проект "Флоренция" » Римский форум » Слоник Бернини. Предыстоки, истоки и влияния...