"Чертой теперешнего и прежнего интеллектуализма является наклонность к духовному странствию. Наша мысль вечно бродит в далеких и прошлых мирах, скользя бездомной тенью у чужих порогов, у потухших домашних огней, у покинутых алтарей и заброшенных храмов. " (Павел Муратов) ⚜ ⚜ ⚜

Проект "Флоренция"

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Проект "Флоренция" » Поговорим о Флоренции и об искусстве » На выставку должны сходить мы


На выставку должны сходить мы

Сообщений 301 страница 330 из 791

301

Leggy написал(а):

На второй картине, кажется, не один, а три эпизода? На самом деле я не очень понимаю, что там происходит. И на первой тоже. Нужно перечитать легенду.

Надо обязательно! Последний сюжет со стриптизом очень пикчегеничный.

Когда настал день, назначенный им для свадьбы, Гвальтьери в половине третьего часа сел на коня, а с ним и все, явившиеся почтить его; распорядившись всем нужным, он сказал: «Господа, пора отправиться за невестой». Пустившись в путь, он вместе со всем обществом прибыл в деревушку; подъехав к дому отца девушки, он встретил ее, поспешно возвращавшуюся с водой от колодца, чтобы затем отправиться вместе с другими женщинами посмотреть на приезд невесты Гвальтьери. Когда Гвальтьерн увидел ее, окликнув ее по имени, то есть Гризельдой, спросил, где ее отец, на что она стыдливо ответила: «Господин мой, он дома». Тогда Гвальтьери, сойдя с коня и приказав всем дожидаться его, вступил в бедную хижину, где нашел ее отца, по имени Джьяннуколе, которому сказал: «Я пришел взять за себя Гризельду, но наперед желаю расспросить ее кое о чем в твоем присутствии». И он спросил ее, станет ли она, если он возьмет ее в жены, всегда стараться угождать ему, не сердиться, что бы он ни говорил и ни делал, будет ли ему послушна, и многое другое в том же роде; на все это она отвечала, что будет. Тогда Гвальтьери, взяв ее за руку, вывел ее из дома, велел в присутствии всего своего общества и всех других раздеть ее донага и, распорядившись, чтобы ему доставили заказанные им платья, приказал одеть ее и обуть поскорее, на ее волосы, как были всклокоченные, возложить венец, и затем, когда все на то дивились, сказал: «Господа, вот та, которую я намерен взять себе в жены, если она желает иметь меня мужем».

Взял отсюда

Leggy написал(а):

Логичнее было бы озвучить ответ на этот вопрос :)  Например, мне трудно представить, какие образы рождаются в мечтах у современного мужчины

Нет сомнения, что образ создан в противовес строптивым женам :)
Озвучить его можно и так:

Leggy написал(а):

Об этом мечтают мужчины?

По сравнению с версией Боккаччо прогресс налицо :idea:

Leggy написал(а):

Для Голливуда в этом сюжете не хватает счастливого конца.

Как раз наоборот. Несмотря на все тяжкие испытания, все завершилось благополучно. Можно придумать продолжение: сезоны из разных эпох :idea:

Leggy написал(а):

Итальянцы уже давно всё сняли :) Почти история Гризельды, но со счастливым концом

Пути к счастью неисповедимы. У ВильЯма нашего Шекспира тоже хорошо кончается. :)

0

302

Micktrik написал(а):

Leggy написал(а):

    А Фет с этой партизано-виннипуховой мудростью не согласен

Разве Фет не любил утро? :question:


То была реплика на тему "Угадай мелодию", перифраза романса на стихи Фета о сладости сна на заре после бдения (у компьютера) ввечеру :)

Micktrik написал(а):

А можно так:


красиво!

Micktrik написал(а):

Отсутствие героических замыслов и природная тяга к радостям и прелестям жизни :idea:

Micktrik написал(а):

Это переводчик с языка ангелов! :idea:


:)

Я пока до Пушкинского не добралась, болела и уезжала, но на следующей неделе планирую сходить. Удивили дифференцированные цены на посещение выставок музея. Дешевле всего утром в будни, а ближе к вечеру и в выходные цена зашкаливает! За рубежом встречалось обратное, утренний билет стоит больше, чем вечерний. И эта логика понятна: на целый день дороже. А маркетинговая логика Пушкинского очень российская: не можешь в будни утром - значит работаешь - значит есть деньги - для работающих музей дороже. Как-то так выходит.

А какие ещё картины с выставок запомнились?

0

303

Micktrik написал(а):

Последний сюжет со стриптизом очень пикчегеничный.


Я думала, там изображёна сцена изгнания Гризельды, но у Боккаччо прочитала, что уходила она в рубашке.
История Гризельды, конечно, очень уместная для свадебного сундука, и назидательная, но всё-таки Гризельда - курица  :angry:

Micktrik написал(а):

Озвучить его можно и так


Так понятнее, разделяю.

Micktrik написал(а):

Как раз наоборот. Несмотря на все тяжкие испытания, все завершилось благополучно.


Благополучно, но не счастливо. Безмятежное счастье или даже выстраданное не вяжется с этой историей. В ней страдала одна Гризельда, а не "вместе в горе и в радости".

Micktrik написал(а):

Пути к счастью неисповедимы. У ВильЯма нашего Шекспира тоже хорошо кончается. :)


Наверное, речь идёт об "Отелло"?  :D

0

304

http://sf.uploads.ru/t/I9FlY.jpg
Пизанелло. Портрет Лионелло д'Эсте 1444 г

Мы даже не ожидали, что портрет Лионелло д'Эсте произведет на нас такое сильное впечатление. Обычно профильные изображения той эпохи совершенно бесстрастные и неживые. Мы помним и фрески Антонио Пизанелло (в Вероне и Мантуе), от которых остались небольшие фрагменты, заставляюще призывать всю свою фантазию, чтобы понять и воспринять произведение. В общем, картина удивила нас хорошей сохранностью (или работой реставратора) и интеллигентным выражением лица портретируемого. Можно сказать, что Пизанелло достиг большого мастерства в различных жанрах искусства: стремясь к реалистичной передаче людей и животных, он сохранял способность включать воображение. Говорят, что портрет Лионелло д'Эсте - еще один профиль с медали. Не соглашусь: при внешнем сходстве на картине проявляется внутренний мир герцога. За медали, конечно, тоже отдельное спасибо: благодаря им мы видим, как выглядели знаменитые люди того времени. Если не удавалось полностью выразить характер на аверсе, то была еще и оборотная сторона (реверс), на которой всегда можно дать дополнительное разъяснение. До сих пор специалисты пытаются и не могут до конца разгадать значение многих аллегорий, которыми художник украсил реверсы.

http://www.wga.hu/art/p/pisanell/2medals/leonel1.jpg
http://www.wga.hu/art/p/pisanell/2medals/leonel2.jpg
http://www.wga.hu/art/p/pisanell/2medals/leonel3.jpg

Картина имеет свои преимущества перед медалью: на ней можно передать все и сразу. Живопись на плоскости способна быть рельефной и многомерной. Пизанелло долго ускользал от нас - наконец-то удалось в него вцепиться взглядом! :rolleyes:

Очень уважительно о художнике отзывался Павел Муратов, с его идеями трудно не согласиться:

В медалях Пизанелло запечатлена эпоха. Герцоги и принцессы, кондотьеры и гуманисты увековечены в них не только такими, какими видели бы мы их, но и такими, какими хотели бы они видеть себя. Пизанелло нашел какую-то единственную точку зрения, с которой одновременно были доступны ему и правда природы, и правда вымысла. Его профили оттого образуют вечную школу для портретиста. Легкость угадывания и проникновения глубокого опыта сочетал художник в подходе к человеческому лицу. Монументальность стиля таинственным образом соединил он с живой интимностью концепций. Персонажей своих одновременно ощущал он героями и людьми.


Пишут, что портрет Лионелло д'Эсте писал и Якопо Беллини, но его работа не сохранилась. Я нашел другой вариант:

http://sf.uploads.ru/t/oQ2Zl.jpg

Якопо Беллини, «Мадонна с младенцем и преклоняющимся Леонелло д’Эсте», ок. 1450.

Считается, что победителем соревнования стал Беллини: можно сказать, что он стал золотым медалистом, а Пизанелло досталась вакансия бронзового медальера. :dontknow:

http://ru.wikipedia.org/wiki/Леонелло_д’Эсте
http://ru.wikipedia.org/wiki/Портрет_Лионелло_д'Эсте
http://www.wga.hu/frames-e.html?/html/p … index.html

0

305

Leggy написал(а):

но у Боккаччо прочитала, что уходила она в рубашке

В старой рубашке, надо заметить :rofl:

Leggy написал(а):

Наверное, речь идёт об "Отелло"?

Уж лучше быть Отелло, чем Фабио Капелло! "Что наша жизнь? Игра!" :idea:

Leggy написал(а):

А какие ещё картины с выставок запомнились?

Пишу, пишу, но не спешу! :)

0

306

Так как наших впечатлений можно долго не дождаться, предложу иформацию из чужих источников:

http://www.pravmir.ru/puteshestvie-v-ep … iya-video/
http://www.echo.msk.ru/blog/tatiana_pel … 2206-echo/

0

307

Micktrik написал(а):

Мы даже не ожидали, что портрет Лионелло д'Эсте произведет на нас такое сильное впечатление.


Мне кажется, они здесь сошлись, художник и модель. Внешность Лионелло д'Эсте больше подходит средневековому рыцарю, чем герою Ренессанса. Или Пизанелло его таким увидел и таким изобразил. Сегодня на выставке я удивилась, какая крошечная эта картина. Хочется подробнее рассмотреть лицо Лионелло, взглянуть в глаза, жаль Пизанелло не позволяет этого сделать. Не знаю, как вам удалось что-то «выцепить взглядом». Лицо Лионелло от Пизанелло не показалось мне красивым, но картина целиком - очень красивая.

А выложенные медали очень любопытные, особенно обратная сторона. Есть ли какое-то объяснение реверсным изображениям?

Micktrik написал(а):

Leggy написал(а):

    но у Боккаччо прочитала, что уходила она в рубашке

В старой рубашке, надо заметить :rofl:


Я ж и говорю – курица!  :idea:

Micktrik написал(а):

Уж лучше быть Отелло, чем Фабио Капелло!


Капелло – профессионал, Отелло – любитель, но проиграли оба! :)

Micktrik написал(а):

Пишу, пишу, но не спешу! :)


Я сегодня тоже сходила. К впечатлениям от выставки добавилась замечательная встреча. Когда мы выходили из музея, на улице был ливень, и нам пришлось задержаться у выхода. Тут в толпе я и увидела Марину Свидерскую (её выездную лекцию в Лувре я недавно выложила в своей французской теме). Мы стояли рядом, поэтому я отважилась заговорить с нею. Вот такая любопытная встреча получилась, хотя неожиданной её трудно назвать, учитывая место.

Отредактировано Leggy (2014-07-08 23:53:52)

0

308

Micktrik написал(а):

предложу иформацию из чужих источников


На ФБ пишут про эту лекцию:

17 июня
Сегодня состоялась очередная экскурсия для наших Друзей!
На этот раз они посмотрели выставку "Великие живописцы итальянского Возрождения" в сопровождении куратора - Виктории Эммануиловны Марковой.
Присоединяйтесь к сообществу Друзей Пушкинского музея, и вы тоже сможете участвовать в наших специальных мероприятиях. http://goo.gl/kKF91M — здесь: Государственный музей изобразительных искусств им. А.С. Пушкина


https://www.facebook.com/artsmuseum?fref=ts

Посмотрела цены:

Абонемент посетителя         Абонементы «Друзья музея»
Количество человек
индивид. парный семейн. индивид. парный семейн. серебрян. золотой платин.
1         2               4              1               2     4               1       1     1
Цена
2500 р. 4000 р. 5500 р. 6000 р. 9000 р. 12000 р. 50000 р. 100000 р. 300000 р.
Время действия до 28 февраля 2015 года

Что за эти деньги получаем см. здесь http://www.arts-museum.ru/visitors/friends/index.php

Чтобы пройти на выставки без очереди (4 раза в год), можно купить абонемент посетителя. В принципе, если в год наберётся 4 достойные выставки, цена нормальная (2500 руб.)
Чтобы пользоваться другими возможностями, например, участвовать в таких лекциях, как в ролике Марковой, нужно стать "Другом музея" (6000 руб.)

0

309

Leggy написал(а):

Чтобы пользоваться другими возможностями, например, участвовать в таких лекциях, как в ролике Марковой, нужно стать "Другом музея" (6000 руб.)


Лучше дружить с Уффици (€ 60,00) и прочими музеями мира. Пушкинский музей стал сильно выпендриваться и жадничать :angry:

http://www.amicidegliuffizi.it/diventa_ … &ln=en

http://www.louvre.fr/en/memberships-bec … end-louvre
С Лувром (€35), кажется, труднее подружиться, но для студентов все двери открыты ;)
Если не ошибаюсь, мы раньше покупали именно длинный билет

и так далее:

https://www.museodelprado.es/en/visit-t … cket-sales

http://www.smb.museum/en/plan-your-visi … ckets.html

http://www.khm.at/en/visit/besucherinfo … admission/

http://www.skd.museum/en/visitor-servic … index.html

0

310

Еще несколько портретов привлекли наше внимание. Причины тому были самые разные. Невозможно было не заметить  Джулиано Медичи. Как известно, его считали первым красавцем Флоренции (нам встречалось такое мнение).

http://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/5/5e/Botticelli%2C_ritratto_di_giuliano_de%27_medici_bergamo.jpg/640px-Botticelli%2C_ritratto_di_giuliano_de%27_medici_bergamo.jpg
Ritratto di Giuliano de' Medici
Autore Sandro Botticelli
Data 1478-1480 circa

То ли вкусы с тех пор кардинально изменились, то ли раньше никто не смел крикнуть, что король голый - не знаю. Кажется, физическую непривлекательность его брата Лоренцо многие отмечали, но она компенсировалась острым умом и отличным вкусом ко всему прекрасному. Возможно, черты Джулиано также скрашивались молодостью, обаянием и толстым кошельком. Смерть (а говорят, что изображение посмертное), конечно, никого не красит, и все же я не могу понять, что хотел выразить Боттичелли. Совсем не обязательно внешность характеризует внутренний мир человека в реальности, но для художника очень важно выразить черты характера и эмоциональное состояние портретируемого. Ну, эмоций от покойника я не требую. Что вижу я? Самодовольного и надменного  некрасивого молодого человека! И это все. А что видите вы? Кажется, другие изображения Джулиано, которые нам встречались, были чуть более лестные для модели. У самого Боттичелли есть три версии, которые можно увидеть в Бергамо (Москве), Берлине и Вашингтоне.
http://it.wikipedia.org/wiki/Ritratto_di_Giuliano_de'_Medici_(Botticelli_Bergamo)

Я придумал, чем хорош образ Джулиано! Он похож на Данте (того же Боттичелли)! Вот и не пойму, хороший Боттичелли портретист или плохой. Скорее последнее.
http://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/6/6f/Portrait_de_Dante.jpg

Интересно будет узнать мнение Павла Муратова:

при виде Лионелло д'Эстэ работы Пизанелло, при виде боттичеллиевского портрета Джулиано Медичи собиратель может только вздохнуть о тех временах, когда не залы публичной галереи, существующей для всех и ни для кого, но свой дом еще возможно было населить такими шедеврами.


Чем же так восхищается Муратов в работе Боттичелли?
http://commons.wikimedia.org/wiki/Category:Giuliano_de'_Medici
http://www.wga.hu/cgi-bin/highlight.cgi … d=Giuliano
http://en.wikipedia.org/wiki/Giuliano_de'_Medici

0

311

http://se.uploads.ru/t/ctpDF.jpg

Портрет дворянина узнаваем также хорошо, как и образ Джулиано Медичи. "Это же Чезаре Борджиа!" - воскликнет каждый второй посетитель выставки. "Почему бы об этом прямо так и не написать?" Как ни странно для нас это покажется, и авторство картины, и идентификация изображенного мужчины у многих вызывает сомнение. Сейчас принято так:
Альтобелло Мелоне. Портрет дворянина. Около 1513 года

Я бы давал задание написать сочинение на тему "Портрет дворянина" школьникам и студентам, а потом использовал результаты их труда на выставке. Уверяю, было бы не менее интересно. И не менее верно, чем гипотезы  специалистов в области искусства, которые пишут рассказы вокруг портрета. Попадания в яблочко так и нет - одно блуждание по окружности!
Считается, что фон картины серый не потому, что на нем контрастно выглядит голова снаружи, а он отражает буйный, неуравновешенный и неспокойный характер мужчины, т.е. внутреннее содержимое головы. Я считаю, что мужчина, особенно дворянин, не обязательно должен выглядеть мечтательным романтиком. Настороженность, бдительность, мужественность, способность дать отпор врагу -  это черты, которые не утратили свою актуальность со времен Ренессанса до наших дней. Я не заметил в лице дворянина чего-то большего и худшего: взгляд его кажется тяжеловатым и неподвижным, немного безразличным, но спокойным. В общем, вполне воспитанный молодой человек, который ведет себя сдержанно, но готов выхватить меч при необходимости. Каких-то тяжких грехов я бы на него навешивать не стал, если нет убедительных доказательств, что перед нами Чезаре Борджа.

http://sd.uploads.ru/Bao8A.jpg
Для меня остается загадкой, что означает застигнутая бурей парочка, которая прикрывает свои головы от дождя. Разглядеть детали очень трудно - легко ошибиться и пойти на поводу у фантазии. Попробуйте сами! Версия, что здесь изображены несчастные жертвы злодея, мне кажется маловероятной. Сломанное дерево с двумя тонкими молодыми побегами вселяют надежду. Наверное, речь идет о каком-то известном роде, который утратил своего главу, но сохранил побочные ветви. Что еще можно попытаться рассмотреть, если у вас есть с собой увеличительное стекло? Попробуйте поводить носом по медали на берете и золотой окантовке. Наверное, это ключ к разгадке личности дворянина - передаю его в ваши руки.
http://upload.wikimedia.org/wikipedia/c … borgia.jpg
http://ru.wikipedia.org/wiki/Борджиа,_Чезаре
http://nga.gov.au/Exhibition/RENAISSANC … p;ViewID=2

0

312

Micktrik написал(а):

Что вижу я? Самодовольного и надменного  некрасивого молодого человека! И это все. А что видите вы?

Красота - понятие субъективное. Насчет самодовольства и надменности - полностью согласна.

0

313

Micktrik написал(а):

Я считаю, что мужчина, особенно дворянин, не обязательно должен выглядеть мечтательным романтиком. Настороженность, бдительность, мужественность, способность дать отпор врагу -  это черты, которые не утратили свою актуальность со времен Ренессанса до наших дней. Я не заметил в лице дворянина чего-то большего и худшего: взгляд его кажется тяжеловатым и неподвижным, немного безразличным, но спокойным. В общем, вполне воспитанный молодой человек, который ведет себя сдержанно, но готов выхватить меч при необходимости. Каких-то тяжких грехов я бы на него навешивать не стал

У меня такое же впечатление - по фото.

Micktrik написал(а):

Сломанное дерево с двумя тонкими молодыми побегами вселяют надежду. Наверное, речь идет о каком-то известном роде, который утратил своего главу, но сохранил побочные ветви.

Я бы тоже так поняла.

0

314

Micktrik написал(а):

Смерть (а говорят, что изображение посмертное), конечно, никого не красит, и все же я не могу понять, что хотел выразить Боттичелли.


А что обычно хотят от посмертного изображения (посмертной маски)? Мне нравится, что Боттичелли поступил очень деликатно, прикрыв веки Джулиано. Хотя тем самым он придал портрету некоторую надменность. Джулиано будто смотрит на нас свысока, презрительно прищурив глаза.
А красота, как верно заметила Алина,  понятие субъективное. И особенно это верно в отношении мужчин. Кстати, мне всегда нравился этот портрет Джулиано, хотя до выставки я не знала, что он посмертный. Говорят, что ямочка на подбородке у мужчин характеризует волю, решительность, темперамент и сексуальность :) Так что по степени привлекательности Джулиано можно поставить где-то между Иосифом Кобзоном и Джоном Траволтой  :D

0

315

Micktrik написал(а):

Я не заметил в лице дворянина чего-то большего и худшего: взгляд его кажется тяжеловатым и неподвижным, немного безразличным, но спокойным. В общем, вполне воспитанный молодой человек, который ведет себя сдержанно, но готов выхватить меч при необходимости. Каких-то тяжких грехов я бы на него навешивать не стал, если нет убедительных доказательств, что перед нами Чезаре Борджа.


Согласна. У сестры Чезаре  тоже тяжеловатый взгляд, несмотря на очень привлекательную внешность. Её портрет кисти Бартоломео Венето мы можем видеть на форуме благодаря аватаре Лукреции. Да, и вообще портреты того времени не отличаются улыбчивостью и приветливостью. Взять, например, того же Лоренцо Лотто. Не означает же это, что все портретируемые были злодеями. И, кстати, не обязательно, чтобы у злодея на лице было написано, что он злодей.

Я решила взглянуть и на других родственников Чезаре. У его папы внешность не слишком привлекательная, и я не обнаружила сходства между его портретным изображением кисти Cristofano dell'Altissimo 1503 г. и джентльменом с картины Мелоне.  А вот с мамой, как мне кажется, сходство есть.  Губы, нос, брови, переносица. Хотя, портрет мамы тоже не достоверный.

http://sf.uploads.ru/1SNJX.jpg

http://sd.uploads.ru/0y83N.jpg

Innocenzo Francucci da Imola «Portrait of a Woman (possibly Vannozza Cattanei)»

http://sf.uploads.ru/UxLkW.jpg

Micktrik написал(а):

Для меня остается загадкой, что означает застигнутая бурей парочка, которая прикрывает свои головы от дождя. Разглядеть детали очень трудно - легко ошибиться и пойти на поводу у фантазии. Попробуйте сами! Версия, что здесь изображены несчастные жертвы злодея, мне кажется маловероятной.


В интернете (ссылку потеряла) прозвучала следующая версия: типа это Шарлотта д’ Альбра, вдова Чезаре Борджиа, вслед за гидом-призраком идёт к замку Beaumonte (Viana) на место смерти  своего мужа. Будто бы такие вдовьи вояжи были модными в то время. Мне эта версия нравится, более фантастической я всё равно не придумаю. :)

Micktrik написал(а):

Сломанное дерево с двумя тонкими молодыми побегами вселяют надежду. Наверное, речь идет о каком-то известном роде, который утратил своего главу, но сохранил побочные ветви.


Это дерево, вроде, вписывается в озвученную выше версию вдовьего вояжа: дерево – Чезаре, побеги – его жена и дочь.
Или какая-то другая жена и дети любого другого героя, погибшего у какого-либо замка. :)

0

316

Один истинный бергамец, как и положено, представил на выставке больше всех своих работ. Портреты Джованни Баттиста Морони очень хороши. Мне они нравятся тем, что изображены реальные люди, без какого-то дополнительного пафоса. Трудно сделать неоспоримые выводы о характере портретируемых, так как художник не стремится открыть зрителю внутренний мир - лишь самую малость.

Мы видели и раньше несколько портретов мужчин (например, "Портрет графа Пьетро Секко-Суарди" во Флоренции) в черном на фоне серой стены, выполненные искусно, но без изюминки. А вот изображения мужчины и старика, сидящего в кресле надолго приковывают внимание. У мужчины есть только лицо, со вкусом украшенное воротничком, у старика есть дорогое, теплое и красивое пальто, но нет молодости. Неизвестный мужчина производит впечатление благородного интеллектуала, старик - сильной и умной личности, но с характером, испорченным профессией (его многие считают нотариусом). Мне кажется, что эти две работы можно отнести к лучшим картинам художника.

Портрет молодого человека в возрасте 29 лет, 1567, холст, масло
http://sf.uploads.ru/t/UNKSb.jpg

Потрет сидящего старика с книгой, около 1576, холст, масло
http://sf.uploads.ru/t/GkLUH.jpg

Прелесть маленьких детей, особенно девочек, не каждому художнику удается передать. Рубенс и Веласкес справились с этой задачей очень хорошо. Бронзино - плохо (да простит меня Ариал). Морони был одним из первопроходцев жанра, которому удалось создать образ не просто очаровательного ребенка, но глядящего на мир чуть-чуть настороженно - не все посетители выставки внушают ей доверие!

Джован Баттиста Морони. Портрет девочки из семейства Редетти, около 1570, холст, масло (Bambina della famiglia Redetti, olio su tela, 43×33, 1566 - 1570)
http://sd.uploads.ru/t/2aA7h.jpg

Надеюсь, вы не обидите девочку своими комментариями! Наверное, с портретами я закончил!

0

317

Если вы забыли о месте итальянского художника в искусстве Возрождения, откройте "Образы Италии" Муратова и все разложится по полочкам:

Винченцо Фоппа, брешианец, родившийся около 1430 года и проживший на свете чуть ли не девяносто лет, может считаться основателем миланской школы. Он был сверстником Мантеньи и Козимо Туры и вместе с ними прикосновенен был к падуанской мастерской Скварчионе. Он, очевидно, знал, кроме того, вымыслы Якопо Беллини. Искусство Пьеро делла Франческо было также ведомо ему, и он отчасти явился вестником этого великого всеитальянского искусства в областях верхней Италии. От пятидесятых и до девяностых годов XV века Фоппа жил в Павии, и отсюда далеко распространялись влияния его живописи, чувствуемые, по словам Беренсона, повсюду "между Брешией, Генуэзским заливом и хребтом Мон Сениса".

и так далее
Винченцо Фоппа нам запомнился по Милану, поэтому мы теперь всегда внимательно присматриваемся к его работам. Как правило, они нравятся. Кроме того, живопись - это не только эстетическое наслаждение, но и источник знаний. Особенно она полезна для восполнения пробелов в деле изучения религии.

http://se.uploads.ru/t/eqlB7.jpg
Crucifixion
1456
Tempera on wood, 68 x 38 cm
Accademia Carrara, Bergamo
Пусть подробным анализом занимаются профессиональные искуссвоведы, я же отмечу любопытный факт про "побочных" разбойников: они разные. Итак, один раскаялся в своих преступлениях и стал одним из первых небожителей, а второй упорствовал в своем неверии и задирался, поэтому в аду оказался. Не слишком большое открытие мы сделали, но очень наглядное и хорошо запоминающееся. Спасибо Фоппе.
http://ru.wikipedia.org/wiki/Меж_двух_разбойников

Святой Иероним очень пикчегеничный персонаж - вне зависимости от телосложения: хороши и худые, и мускулистые. У Фоппы и лёвчик очень милый - напоминает добрую толстую и грустную собаку, а Иероним  обычный - не очень толстый и не очень тощий.

http://se.uploads.ru/t/tP0YQ.jpg
San Girolamo
Autore Vincenzo Foppa
Data 1460
Tecnica tempera su tavola
Dimensioni 46 cm × 31 cm
http://www.echo.msk.ru/blog/tatiana_pel … 2206-echo/
http://www.accademiacarrara.bergamo.it/ … 0000008424

0

318

Последователь Фоппы, Амброджо Бергоньоне, не был представлен самыми интересными своими работами, но о высоком качестве его живописи можно судить по изображению двух святых - Святой Марты и Святого Иоанна Евангелиста. С другой стороны, понятие интересности относительное. Приглядитесь к Святой Марте: она держит сосуд со святой водой, которой усмирила лежащего у ее ног дракона. А чем нас удивит Святой Иоанн? Ну, например, своим святым спутником!

http://sd.uploads.ru/hcMl3.jpg
Saint Martha [Santa Martha] and Saint John the Evangelist [San Giovanni Evangelista] c.1515 oil and gold on wood panel
http://nga.gov.au/exhibition/RENAISSANC … p;ViewID=2

"Фоппеском" и, может быть, учеником Дзенале был хорошо известный по церквам и особенно по музеям Милана Амброджио Боргоньоне. Не только справедливо именовали его многие "северным Фра Анджелико", но покойный Де Визева готов был считать его христианнейшим из всех итальянских художников, и, возможно, не был в этом не прав. И благочестие Боргоньоне сказывается, конечно, не только в том, что он был каким-то необыкновенно упорствующим "отсталым", написавшим лет двадцать спустя после "Чены" Леонардо свое "Венчание Богоматери" в Сан Симпличиано совершенно в том же духе, как писал Фра Анджелико лет за шестьдесят до Леонардо. Нет, при всем глубоком, чистом и одлинном душевном "монашестве" своем Боргоньоне умел быть своеобразным мастером, небезразличным живописцем. Он писал свои вещи, не раскрашивая их, как Фра Анджелико. И в сладость Фра Анджелико он не впадал никогда. Фрески его, сохранившиеся во многих миланских церквах, и те, которые перенесены из Сан Сатиро в Бреру, свидетельствуют о понимании им цветовых отношений. В галереях иные вещи Боргоньоне удивляют нас тонкими гармониями серой, черной и белой краски, и, сколь не неожиданно сопоставление старого ломбардца с Уистлером, сделанное Беренсоном, назвать его вполне произвольным и придуманным, пожалуй, нельзя. (Павел Муратов)

Не могу удержаться: хочу показать вам одну из любимых работ художника, которую можно увидеть в Милане.

http://se.uploads.ru/t/qWI2D.jpg
Virgin of the Veil (Madonna del Velo)
1500s
Oil on panel, 60 x 40 cm
Pinacoteca di Brera, Milan

Может быть, здесь все же заметно влияние живописи Леонардо, как вы думаете?

0

319

Святого Иоанна можно увидеть и у феррарского художника Лоренцо Коста. Если вы не пожадничали заплатить за аудиогид, то узнаете, что пройдя через суровые испытания, человек закаляется, и жизнь его, насыщенная событиями и благими делами, длится долго (наверное, 100 лет). Кубок в руке Святого не говорит о пристрастии к выпивке - это кубок победителя смерти: из него Иоанн выпил отравленное вино, но остался жив, так как не забыл благославить напиток.

Другие интересные факты можно прочитать здесь:
http://ru.wikipedia.org/wiki/Иоанн_Богослов

http://se.uploads.ru/D4yHR.jpg
Лоренцо Коста. Святой Евангелист Иоанн, около 1480-1481

0

320

Святой Иероним, уже упомянутый ранее, относится к самым популярным святым в итальянской живописи (мы даже придумали специальный термин - пикчегеничность!) У Бартоломео Монтаньи, художника из Виченцы, он встречается на картинах очень часто, хотя иногда и сливается с пейзажем. Лев, под стать своему товарищу, замаскировался, но сделал это еще лучше.

http://sf.uploads.ru/t/lUG5y.jpg
Saint Jerome in a Landscape
Bartolomeo Montagna (Bartolomeo Cincani)
(Italian, Vicentine, before 1459–1523)
Date: ca. 1505
Medium: Oil and tempera on canvas

Пожалуй, пейзаж чрезмерно загроможден архитектурой, что останавлявает "полет взгляда".  Сравним эту работу с более ранней, которая находится в Милане:

http://sd.uploads.ru/t/AQCaB.jpg
St Jerome
c. 1500
Oil on canvas, 51 x 58 cm
Pinacoteca di Brera, Milan

Какая вам больше нравится?

Бартоломео Монтанья был учеником Альвизе Виварини, державшего в Венеции плодотворнейшую мастерскую, из которой вышли Чима да Конельяно, Марко Базаити, Франческо Бонсиньори и Лоренцо Лотто. На размышление наводит то странное на первый взгляд обстоятельство, что группа учеников "среднего" Альвизе оказалась далеко более интересной и привлекательной, чем группа последователей и подражателей великого Беллини. Как бы то ни было, один Монтанья уже мог бы составить славу мастерской Альвизе. Италия кватроченто немного видела мастеров, проникнутых такой глубокой серьезностью. Этот славнейший из живописцев Виченцы не был замкнут для веяний, волновавших его современников: Монтенья и Беллини, Венеция и Падуя участвовали в сложении его искусства. При всем том его остережешься назвать эклектиком: есть что-то личное в его всегдашней искренности. Композиции его ритмичны, особая мера найдена им между падуанской твердостью и венецианской плавностью, и краска его гармонична и легка в прозрачной ее и золотой зеленоватости. В музее Виченцы блистают своей сохранностью около десятка вещей этого редкого мастера - торжественный алтарный образ с пределами, мадонны, фигуры святых и своеобразнейшее Presentazione336, включающее прекрасный профильный портрет.
(Павел Муратов)

0

321

В заключение хочу показать вам две работы венецианских художников, которые хорошо известны даже начинающим любителям живописи.

"Мистическое обручение Святой Екатерины" Лоренцо Лотто - это пример умеренного варварства (не очень топорного), которое неспособно навредить хорошей живописи. Какой-то воинствующий начинающий любитель искусства вырезал из картины прямоугольник пейзажа. Спасибо, что он не повредил ничего остального, но судьба кусочка покрыта мраком. У посетителей теперь нет сомнения, что картина написана на холсте. Мне кажется, святые специально пригнулись, чтобы их не задели ножом, топором или другим острым предметом.

http://sd.uploads.ru/t/1e5J4.jpg
The Mystic Marriage of St Catherine
1523
Oil on canvas, 189 x 134 cm
Accademia Carrara, Bergamo

Приклеить что-ли какой нибудь пейзаж взамен? Этот подойдет?
http://sd.uploads.ru/t/Uvh4n.jpg

На удивление нам очень понравилась картина Пальмы Старшего, на которой маленький Иисус окружен близкими и любящими людьми. Мило. Трогательно. Красиво. Даже ткань неба прекрасно сочетается с одеждами святых.

http://sf.uploads.ru/QtvXa.jpg
Negretti Jacopo, Palma il Vecchio
Madonna con Gesù Bambino tra i Santi Giovanni Battista e Maria Maddalena
1510-1515

http://nga.gov.au/Exhibition/RENAISSANC … p;ViewID=2

Вполне возможно, какие-то из понравившихся работ я забыл упомянуть, но, надеюсь, ваш большой интерес к итальянской живописи еще чуть-чуть подогрел. Кажется, у нас наконец наступило почти итальянское лето!
27 июля выставка заканчивает свою работу, а я управился на неделю раньше! :)

0

322

Micktrik написал(а):

А вот изображения мужчины и старика, сидящего в кресле надолго приковывают внимание.


Девочка тоже приковывает ) В Бергамо много портретов Морони, одни лучше, другие хуже, но все сходятся в одном – выразительный взгляд. Это чем-то напоминает схожесть взглядов в витрине фотоателье. Лица разные, а взгляды у всех в ожидании «птички». :)
Все три выложенные картины мне нравятся.

Micktrik написал(а):

Кроме того, живопись - это не только эстетическое наслаждение, но и источник знаний. Особенно она полезна для восполнения пробелов в деле изучения религии.


Для меня (агностика) искусство практически единственный стимул для изучения религии  :yep:

Micktrik написал(а):

а второй упорствовал в своем неверии и задирался, поэтому в аду оказался


Может, его ошибочно обвинили, и каяться ему было не в чем  :dontknow:

Micktrik написал(а):

А чем нас удивит Святой Иоанн? Ну, например, своим святым спутником!


Жаль, не разглядеть на картинке, какой у него спутник.

Micktrik написал(а):

Может быть, здесь все же заметно влияние живописи Леонардо, как вы думаете?


Акцент на светотени, наверное, от Леонардо пошёл. А продолжился у Караваджо и Латура.

Micktrik написал(а):

Святого Иоанна можно увидеть и у феррарского художника Лоренцо Коста.


А здесь мне мерещится влияние Пьеро делла Франчески. Хорошее лицо, спокойное,  чистое, благородное.

Micktrik написал(а):

Кубок в руке Святого не говорит о пристрастии к выпивке - это кубок победителя смерти: из него Иоанн выпил отравленное вино, но остался жив, так как не забыл благославить напиток.


Кубок – в правой руке, как-то странно он его держит. А в левой – не перо ли? Он Евангелие левой писал? :)

0

323

Micktrik написал(а):

Какая вам больше нравится?


Мне всё-таки первая нравится больше. Лев такой важный и серьёзный, как кот учёный, красивое зарево над горами, архитектуру можно разглядывать. Вторая картина более монохромная, но тоже хорошая, Иероним здесь красивее, чем на первой картине.

Micktrik написал(а):

Приклеить что-ли какой нибудь пейзаж взамен? Этот подойдет?


Этот лучше внизу картины смотрится, откуда и позаимствован :) а нам нужен пейзаж для верхней части  :glasses:

Micktrik написал(а):

На удивление нам очень понравилась картина Пальмы Старшего, на которой маленький Иисус окружен близкими и любящими людьми. Мило. Трогательно. Красиво. Даже ткань неба прекрасно сочетается с одеждами святых.


Хорошая картина, очень гармоничная и уютная. А если вникать в смысл изображения... есть ли какой-то смысл в том, что Иисус здесь остался младенцем, в то время как его (почти) ровесники изображены взрослыми?

Отредактировано Leggy (2014-07-19 23:48:54)

0

324

Leggy написал(а):

Жаль, не разглядеть на картинке, какой у него спутник.

Он примостился скраю :)

Leggy написал(а):

Кубок – в правой руке, как-то странно он его держит. А в левой – не перо ли? Он Евангелие левой писал?

Ну, святому можно и так, а в левой руке не веточка пальмы?

Leggy написал(а):

Хорошая картина, очень гармоничная и уютная. А если вникать в смысл изображения... есть ли какой-то смысл в том, что Иисус здесь остался младенцем, в то время как его (почти) ровесники изображены взрослыми?


В Википедии пишут:

Композиция «Святое Собеседование» является фронтальной и относительно симметричной, она представляет собой Богоматерь с младенцем, сидящую на троне под балдахином в центре полотна, обычно в интерьере. По бокам от неё стоят два или более святых. Выбор святых не определяется каноном, это могут быть люди, жившие с разницей в несколько веков. Тем не менее, они изображаются сопоставимыми по физическим размерам и возрасту, существующими в едином пространстве и иногда беседующими («собеседующими», отсюда и название иконографии). Впрочем, собственно произносящими слова их изображают редко: разговор по сути скорее подразумевается, чем изображается, поскольку святые объединены общими действиями или одной общей эмоцией. Эта взаимосвязь передаётся благодаря более или менее подчёркнутому вниманию художника к повторяющимся или взаимосвязанным жестам, а также единому выражению лиц. Композиция характеризуется атмосферой покоя и созерцания изображённых на ней персонажей.


Данная иконография, развившаяся из типа Маэста, появилась в XV веке на севере Италии и активно использовалась в течение итальянского Ренессанса. Художники заменили ей более раннюю иератическую форму — триптих или полиптих, где фигуры ещё не взаимодействовали в рамках единого перспективного пространства и занимали каждая свою отдельную створку. В «Святом собеседовании» рамы полиптихов были «разбиты», и фигуры соединились в едином унифицированном пространстве.

http://ru.wikipedia.org/wiki/Sacra_Conversazione

0

325

Micktrik написал(а):

У мужчины есть только лицо, со вкусом украшенное воротничком, у старика есть дорогое, теплое и красивое пальто, но нет молодости.

Метко сказано :).Но молодость - это качество, которое быстро уходит. :dontknow:
Твои емкие комментарии читаются с большим интересом. А кто захочет обижать девочку? Она чудесна!

понимании им цветовых отношений


Вот это не поняла :). Какими должны быть цветовые отношения, чтобы было явно видно, что художник их понимает?

Micktrik написал(а):

Не могу удержаться: хочу показать вам одну из любимых работ художника, которую можно увидеть в Милане.

И Мадонна, и дитя очень понравились! Кажется, что на лице Марии борются радостная нежность к спящему малышу и грусть. Немного манерно держит вуаль :). Иисус - просто милый спящий ребенок.

Micktrik написал(а):

Пожалуй, пейзаж чрезмерно загроможден архитектурой, что останавлявает "полет взгляда".  Сравним эту работу с более ранней, которая находится в Милане:

Очень наглядно, сразу же соглашаешься :). Мне тоже больше нравится "с полетом", особенно после пояснений :). Но в реале, конечно, могут проявиться другие нюансы.

0

326

Alina написал(а):

Вот это не поняла :). Какими должны быть цветовые отношения, чтобы было явно видно, что художник их понимает?

Муратов хвалит его за умение выбирать палитру. В общем, надо ехать в Милан!

Micktrik написал(а):

Фрески его, сохранившиеся во многих миланских церквах, и те, которые перенесены из Сан Сатиро в Бреру, свидетельствуют о понимании им цветовых отношений. В галереях иные вещи Боргоньоне удивляют нас тонкими гармониями серой, черной и белой краски, и, сколь не неожиданно сопоставление старого ломбардца с Уистлером, сделанное Беренсоном, назвать его вполне произвольным и придуманным, пожалуй, нельзя. (Павел Муратов)


В Брере можно увидеть такие фрески:

St Agnes
1495
Detached fresco, 170 x 90 cm
Pinacoteca di Brera, Milan
http://www.wga.hu/art/b/bergogno/catherix.jpg

Но есть и очень яркие - в хорошем состоянии :)

Fresco in the Basilica of San Simpliciano, Milan.
http://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/e/e6/Milano_sansimpliciano_affresco.jpg

Что за Уистлер такой упоминается? Впервые услышал!

Кусочек из Википедии:

Ключом к живописному эффекту полотна Уистлер считал его цветовую тональность, которую подолгу обдумывал заранее, старательно смешивая краски для достижения желаемого эффекта. Созвучия тонов, по его мнению, должны соответствовать ритмам линий. В поздних произведениях, особенно «ноктюрнах» с видами Лондона, Уистлер использует крайне разведённые, по-акварельному прозрачные краски, которые передают ощущение зыбкой подвижности атмосферной среды.

http://ru.wikipedia.org/wiki/Уистлер,_Джеймс_Эббот_Мак-Нейл

Примеры его работ:
«Симфония в белом № 1» (1862)
http://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/3/3f/Whistler_James_Symphony_in_White_no_1_%28The_White_Girl%29_1862.jpg/320px-Whistler_James_Symphony_in_White_no_1_%28The_White_Girl%29_1862.jpg

Джеймс А. М. Уистлер.
Ноктюрн: Синее и серебро - Челси
http://www.geocities.com/uttamkumar44/whistler_chelsea.jpg

0

327

Micktrik написал(а):

а в левой руке не веточка пальмы?


Если это пальма, то очень маленькая, какой-то общипанный кусочек веточки пальмы :)

Micktrik написал(а):

Выбор святых не определяется каноном, это могут быть люди, жившие с разницей в несколько веков.

Micktrik написал(а):

Художники заменили ей более раннюю иератическую форму — триптих или полиптих, где фигуры ещё не взаимодействовали в рамках единого перспективного пространства и занимали каждая свою отдельную створку.


Хорошее пояснение, исчерпывающее. Выходит, смысла всё-таки нет, просто так сложились  традиции иконографии.

Micktrik написал(а):

Ноктюрн: Синее и серебро - Челси


Не вижу ни синего, ни серебра  :dontknow: Всё голубенько-зелёненькое... В Челси бывают белые ночи?

Micktrik написал(а):

«Симфония в белом № 1»


"Симфония в белом", или куда смотрели "зелёные"  :hobo:

0

328

Micktrik написал(а):

Муратов хвалит его за умение выбирать палитру.

А какая палитра хороша? Сдержанная или яркая, построенная на тонких переходах нескольких цветов или их контрасте, или еще какая-то другая?

иные вещи Боргоньоне удивляют нас тонкими гармониями серой, черной и белой краски

Micktrik написал(а):

В Брере можно увидеть такие фрески:

St Agnes

Это Боргоньоне? Серой краски не вижу вообще, белой и черной - немного. Вижу бежевые, охристые, зеленые и розовые.

Micktrik написал(а):

Но есть и очень яркие - в хорошем состоянии :)

Fresco in the Basilica of San Simpliciano, Milan.

Это тоже Боргоньоне? А здесь какое "понимание цветовых отношений"?

Micktrik написал(а):

«Симфония в белом № 1»

Очень понравилось! Такой контраст белого платья и светлой занавеси с темными волосами и ярким лицом! Лицо просто выступает из светлой дымки!

0

329

Alina написал(а):

Это Боргоньоне? Серой краски не вижу вообще, белой и черной - немного. Вижу бежевые, охристые, зеленые и розовые.

Alina написал(а):

Это тоже Боргоньоне? А здесь какое "понимание цветовых отношений"?


Я тоже до конца не понял, какие работы Бергоньоне хотел нам показать Муратов :dontknow:

0

330

Выставочная история с Россо и Понтормо имеет свое продолжение на родине художников - городах Эмполи и Вольтерра.
Вот что пишет Аркадий Ипполитов в едва заметной культурной рубрике Коммерсант.ru:

Мятежные тосканские гении возвратились на родину

       В 1994 году исполнилось пятьсот лет со дня рождения двух крупнейших художников раннего флорентийского маньеризма — Россо Фьорентино и Якопо Понтормо. По этому случаю в Италии проходят две выставки, устроенные в небольших тосканских городках, где родились художники: "Понтормо в Эмполи" в Эмполи (Il Pontormo a Empoli, Empoli) и "Россо и Вольтерра" в Вольтерре (Il Rosso e Volterra, Volterra). Оба городка лежат вдалеке от туристических маршрутов и никогда не были крупными художественными центрами. То, что провинциальные Вольтерра и Эмполи оказались в состоянии устроить выставки международного масштаба, привлекшие внимание ценителей искусства всего мира, в очередной раз заставляет восхититься итальянским кампанилизмом, который уже не раз воспевал обозреватель Ъ Максим Соколов.
       
       Мало к кому из художников так называемого "старого" искусства наш век испытывал столь сильную привязанность, как к Россо и Понтормо. В современном интеллигентском сознании с ранних лет сформирован образ творца, обреченного на муки и страдания в земной жизни. Согласно ему, произведения искусства являются лишь тенью личности художника и могут только отчасти передать величие мятущегося духа. Восхищение индивидуальностью Россо и Понтормо заслоняло даже восторг перед самими произведениями художников, настолько красочны были их биографии, полные различных экстравагантных поступков. Только некоторая недостаточность образования помешала Ирвину Стоуну и Перрюшо использовать тот исключительно выигрышный материал, который предоставляет жизнь этих художников для любого бестселлера, иначе их биографии легли бы на лотки книготорговцев вместе с "Жизнью Ван Гога" и "Жизнью Тулуз-Лотрека".
       На долю Россо и Понтормо выпала честь стать могильщиками классической манеры. Полностью сформировавшись как художники к 1520 году, году смерти Рафаэля, роковому для итальянского Ренессанса, они в своем нервном и экстатичном искусстве бесконечно удалились от мудрой ясности и спокойной уравновешенности Большого стиля. За это их часто порицали при жизни, еще больше — после смерти, особенно во времена господства классицистической нормативности, но зато творческие личности двадцатого века обрели в них предшественников и восхитились их живописью и судьбой. Россо и Понтормо стали образцом для антиклассического художника, противника истеблишмента, авангардиста, попирающего любые этические и эстетические нормы.
       Первый успех и первые скандалы пришли к ним еще в ранней юности, во время их совместного обучения у Андреа дель Сарто во Флоренции. Затем Россо уехал в Рим, где пользовался известностью и возбудил всеобщую ненависть. Ему приходилось защищать свою жизнь от учеников Рафаэля, взбешенных его насмешками. Россо, который был не в силах совладать с объединившимися соперниками, вскоре был вынужден покинуть Рим и скитаться по небольшим и небогатым городкам Лациума в поисках заказов, время от времени находясь на грани голодной смерти от безденежья. Затем последовало приглашение от французского короля Франциска I, восхищенного его рисунком "Марс и Венера", и наступил сущий рай. Королевские милости сыпались на Россо как из рога изобилия, у него были личные апартаменты во дворце Фонтенбло, собственная конюшня, множество слуг, и он прославился при французском дворе изысканностью манер и костюмов, мастерством игры на лютне и любовными похождениями. Согласно утверждению Вазари, в возрасте 46 лет он покончил с собой, впрочем, эти сведения впоследствии пытались оспорить.
       Сомнения в факте самоубийства Россо, высказанные Морисом Руа в 1920 году, сегодня признаны более бездоказательными, чем утверждения Вазари, относившегося с большим пиететом к искусству художника и не заинтересованного в распространении порочащих его сплетен. Тем более, что во всех дошедших до нас произведениях мастера размышления о бренности бытия присутствуют с маниакальной навязчивостью. Переплетение ювелирно отточенных контуров, запутанная аллегоричность сюжетов, неимоверно утонченная чувственность и привкус садомазохизма сделали искусство Россо образцовым примером для декадентов всех времен и народов. Трагическое неистовство его юности естественно обернулось куртуазной, безысходно мрачной эзотерикой французского периода, которая не могла не привести к печальному концу, — и, правдив он или нет, рассказ Вазари воспринимается как логичный финал жизни этого декадента XVI века.
       В отличие от Россо Понтормо всю жизнь был связан с Флоренцией, которую покидал лишь ненадолго. Известность к нему тоже пришла в молодости, что тут же вызвало недовольство флорентийских художников. Тем не менее он стал баловнем герцогов Медичи, терпевших его угрюмый и мрачный характер, его нежелание стать придворным живописцем. Вазари критиковал Понтормо за подражание Дюреру и отступления от норм Большого стиля. Понтормо был безразличен и к хуле, и к хвале. С годами он все больше погружался в черную меланхолию, почти отказался от общения с внешним миром, перестал выходить на улицу, уверенный, что погибнет под ногами толпы, и жил на высоких антресолях, куда к нему можно было попасть только по лестнице, которую он убирал к себе наверх. До нас дошел дневник Понтормо, где художник с маниакальным постоянством описывает меню каждого прожитого дня, время от времени перемежая сообщения о еде и болях в желудке со скупыми заметками о работе над фресками, вроде: "среда... рука".
       В его последних произведениях Большой стиль уничтожен нарастающей спиритуализацией образов. Равновесие телесного и духовного, достигнутое Высоким Возрождением, оказалось нарушенным, и несказанно прекрасные тела ренессансных андрогинов потеряли свое земное притяжение, превратившись в сонмы бесплотных духов, клубящихся в невесомости. Вазари говорит, что Понтормо умер от недовольства самим собой. Возможно, истинной причиной было что-то более прозаическое, но мнение Вазари симптоматично — искусство Понтормо является олицетворением духовного томления и тоски, присущих в первую очередь нордическому характеру. Недаром современное искусствоведение подчеркивает роль северных, готических влияний на его искусство.
       Обе выставки посвящены молодости художников. Они возвращают нас к тому времени, когда двое девятнадцатилетних юношей потрясли Флоренцию своими фресками во дворе монастыря Сантиссима Аннунциата. Андреа дель Сарто, тогда первый художник Флоренции, не мог сдержать своего завистливого недовольства. Перед молодыми авангардистами открывалось лучезарное будущее, обернувшееся сплошной пыткой. Энергия Россо впоследствии обернулась психопатией, а нежность Понтормо — неврастенией, которые сподвигли их на создание восхитительных произведений и определили им место в сонме мучеников, истерзанных творчеством. Сегодня в Вольтерре и Эмполи, там, где Россо и Понтормо познали свои первые безоблачные триумфы, благоговейно вспомнили об их страданиях, и любители искусств со всего мира приехали в Тоскану склонить колени у колыбелей этих великих сумасшедших.
       
       АРКАДИЙ Ъ-ИППОЛИТОВ

http://www.kommersant.ru/doc/106223

0


Вы здесь » Проект "Флоренция" » Поговорим о Флоренции и об искусстве » На выставку должны сходить мы